Донорские программы помогают стать родителями здоровых детей парам, в которых есть факторы бесплодия, не поддающиеся иным видам лечения, либо когда высок риск передачи ребенку генетического заболевания от матери или отца. Перинатальный психолог клиники Remedi Елена Геннадьевна Попова рассказывает, с какими эмоциональными и психологическими трудностями сталкиваются в этой ситуации мужчины и женщины и как им можно помочь.
— Как может помочь психолог паре, которой необходимо по медицинским показаниям прибегнуть к донорским клеткам?
— Самый сложный период в моей работе — самый начальный этап, когда пара обсуждает, думает: решаются ли они на донорскую программу или нет.
Женщины, по моему опыту, переживают обращение к донору легче, чем мужчины. Потому что, когда уже первые шаги сделаны, механизм запущен, женщине всегда проще, она своим телом начинает включаться в ребенка, которого носит. И все процессы, начиная со второго триместра, когда она чувствует шевеления ребенка, ощущает его постоянно внутри, все больше сближают ее с ним. И к концу беременности факт донорства вообще затирается.
— Но на этапе планирования, принятия решения многие говорят: "он будет похож не на меня", "у него будут не мои гены", "это кот в мешке, ведь я не знаю, кто этот донор, может быть у него есть невыявленные заболевания", "вдруг донор - жестокий человек", "вдруг я не полюблю этого ребенка". Как вы отвечаете на эти вопросы?
— В первую очередь надо понимать: ребенок - это неизвестность, новое и пока что непознанное Вами. Это как в устойчивом словосочетании "купить кота в мешке", т.е. купить неизвестно что, с неизвестными свойствами. Не имеет значения, зачали вы его самостоятельно или обратились к донорской программе. Я всегда на такие вопросы задаю встречный: до какого поколения вы знаете свой род? Обычно мы знаем историю рода до прабабушек, то есть, до третьего от нас поколения. А дальше? Кем были наши предки хотя бы сто пятьдесят лет назад? Чем они болели? Были ли у них психические расстройства? Были ли они носителями генетических заболеваний? Мы не знаем этого. Вполне возможно, что среди них могут оказаться разные люди. И с зависимостями, и с расстройствами, и убийцы, и преступники. Мы просто этого не знаем, но наследуем их гены.
Я часто говорю пациентам, что когда мы используем донорский материал, то мы делаем это не просто так. Мы не на рынке берем по принципу "понравилось-не понравилось", доноры проходят серьезное обследование и это своего рода страховка, что этот человек здоров, и физически, и психически, это не случайное зачатие.
— Тем не менее, даже если нет сомнений в здоровье донора, многие женщины говорят, что не готовы и боятся не принять будущего ребенка. Почему некоторым это так трудно?
— Понимаете, очень многое зависит от мотивации на рождение ребенка. Если у женщины есть проблемы с самоидентификацией, с принятием своей роли матери, то ей будет сложнее принимать и донорскую яйцеклетку. А если все в порядке, то она принимает проще. И тут надо начинать с психотерапии женщины, пары, разбираться, что именно их останавливает, почему. Честнее и правильнее сразу разобраться, какие цели вы преследуете, что происходит в отношениях.
В клинике REMEDI врачи помогают сделать ваши мечты о родительстве реальностью. Мы проводим все виды обследования репродуктивной системы мужчин и женщин, занимаемся диагностикой проблем с зачатием, проводим процедуру ЭКО, ведем беременность, наблюдаем мам после родов. Сочетание профессионализма, достижений современной медицины и доброжелательного, внимательного отношения к каждому пациенту - на наш взгляд лучшая формула, приводящая пары к успеху.
Мы хотим, чтобы вы были счастливы! Это наша работа.