Детективная драма “Историк” привлекла мое внимание, скажем пафосно, по долгу службы, если под этой службой понимать серьёзное увлечение историей. Во многих смыслах герой драмы Андрей Изворин (Павел Артемьев) является моим коллегой, хотя факультеты мы заканчивали разные. Как и герой неплохого, с изюминкой сериала, я занимаюсь исторической аналитикой, а потому с основанием принимаю и криминальный угол зрения при рассмотрении социального бытия. Как это не печально, оно сопряженно с преступлениями с тех пор, как Каин убил Авеля.
Будет ли большим дифирамбом начать с того, что в сериале пропагандируется чрезвычайно интересная мысль о том, что знание истории помогает в практической деятельности? Благодаря уникальным склонностям Изворин выступает для следователей как ходячая нейросеть по разборке преступлений. Аналогии историка из минувших веков позволяет вырабатывать эффективные гипотезы в делах по раскрытию убийств.
Хотя в реку времени нельзя войти дважды, модели поведения (гештальты) человека имеют свойство сохраняться сквозь века. Изворин-Хантер предлагает изящную теорию, согласно которой одно и то же преступление разными исполнителями будет повторяться в будущем, пока оно не раскрыто. Так требует гармония.. “чего?” "мироздания?" - не совсем понятно, но это не столь важно. Сверхсущий императив (небес?) придает мистический ореол сериалу, хотя мистика играет здесь едва вспомогательную роль. Впрочем, из духа противоречия можно утверждать, что вполне себе повторяются и преступления, которые были всё-таки раскрыты в прошлом. А могут всплывать и двусмысленные случаи с разнобойной трактовкой. Скажем, убийство царя Петра III в 1762г. формально до сих пор не раскрыто, хотя с огромной долей вероятности известно, что свергнутого императора убил любовник Екатерины граф Григорий Орлов или его брат Алексей. Больше на престоле российском таких деяний не случалось, но, попробуйте посчитать, сколько жён-неимператриц избавилось от своих мужей с помощью рук своих любовников? И в этом виноват “успешный опыт” Екатерины II? Что ж, дьявол таится в деталях и степени обобщения. Место поиска нужной информации – в библиотеке - отличает Изворина, например, от эксперта Александра Волкова в сериале Серебряный волк. Полковник ФСБ в исполнении Костолевского роется в своих мозгах, а не книгах, отыскивая мотивы преступлений.
Головокружительное закручивание сюжета – это норма кино. Но мне стало любопытно, как хорошо справляются сценаристы и режиссеры сериала с профессиональной задачей Историка. О некоторых моментах сериала читателям было бы интересно рассказать подробнее.
1.Во второй серии зрителя “ошеломляют” кадрами старомодного источника информации о преступлении. В глаза бросается широкополосный и шокирующий заголовок-передовица газеты Московские Ведомости за 16 января 1859г. – “Убийство в хлеву”. Между прочим, чтобы посмотреть подборку старых газет, Изворин отправляется не в интернет, а, как пытливый спец, в Ленинскую библиотеку (РГБ) на Воздвиженке. После фильма “Москва слезам не верит” (1979) – это, пожалуй, первое крупное вторжения в Ленинку киногероев.
Обратим внимание сначала на мелочи, которые вполне объяснимы, а потому простительны в индустрии кинопроизводства. Первое, старые подборки газет в РГБ можно посмотреть только в отделе газет, который находится в Химках. Даже для таких “больших” ученых, как Изворин, присылать газеты в главное здание РГБ не будут. – Пожалуйте, товарищ, на Ленинградский вокзал. Станция Левобережная и там ул.Библиотечная,15. Второе, макет газеты в кино сделали по изображению из Википедии, а там для статьи “Московские ведомости” приведен номер за 1856г. Сообщу свежую новость о том, что к 1859 первая страница Московских ведомостей изменилась, она стала другой. “Обложка” за 1856 показалась, видимо, красочней, или образец номера за 1859 в интернете дизайнеры не искали. Третье, 16/28 января 1859 была пятница, а не четверг, как указано в кино. Это, повторю, просто мелочи. Существенно другое.
Для сюжета 2-й серии важно, чтобы убийца (вернее обвиненный в убийстве) был крепостной крестьянин. Тогда легко объяснить, почему это вдруг помещик Семакин “испортил” жену крестьянина Власа, а тот в отместку, кажется, убил своего хозяина. Вот здесь то и таится засада для доверчивого зрителя. Киномакет Московских ведомостей от 16 января 1859г. не просто является другим по сравнению с настоящей газетой от 16 января 1859г. Заголовок “Убийство в хлеву” не мог появиться в такой газете как “Московские ведомости” и вообще не мог появиться как газетное объявление в России 1859 года. Во-первых, Московские ведомости, издаваемые Московским университетом, считались серьезной газетой, чтобы печатать такие заголовки и такие статьи. А во-вторых, судебная реформа Александра II, внедрившая состязательное судебное производство, проходила в 1864г. И только реформа дала толчок интереса публики к судебным процессам. И как реакция на новые запросы в ряде изданий с течением времени ( не сразу) могли появиться подобные шокирующие заголовки. Крепостное право отменили, между прочим, в 1861 году. Сначала отмена крепостного права, а потом судебная реформа - такая последовательность действий Александра II, видимо, не устроила сценаристов. Отмечу, правда, в их защиту, что и в 1859г. описание "преступления в хлеву" могло появиться, например, в неофициальной части Московских губернских новостей без броского (кликбейтного) заголовка.
Дальнейшие сентенции Изворина заставляют усомниться, является ли он вообще историком. Если в первой серии он рассказывает студентам о великой судебной реформе 1864г, то во второй он заявляет вдруг, что крепостного Власа в 1859г. казнили, поскольку он не мог позволить себе профессиональной защиты, то есть, видимо, не имел средств или прав нанять себе хорошего адвоката.
Какой такой адвокат мог быть до судебной реформы? Непонятно. Хорошо, это была шутка Хантера. Тут же выясняется, что Изворин не знает, что в царской России в XIX веке за негосударственные преступления (даже убийства) не казнили. Исключения делались за опасные нарушения по карантинным правилам т.е в сфере борьбы с эпидемиями. Но и при нарушении карантинного устава смертные приговоры мог выносить только военный суд. Причём здесь холера? Нам же сообщают, что крепостного Власа, казнили за “обычное” убийство. Ту же самую ошибку относительно смертной казни при мрачном царизме Изворин повторяет в 9-ой серии относительно скопца Кондратия Селиванова (до 1740-1832). Известного сектанта якобы за его деятельность, связанную с членовредительством, казнили. На самом деле, в 1820г. решено было взять Селиванова под арест и секретно сослать в суздальский Евфимиев монастырь, где он и оставался до самой смерти. Впрочем, может быть, историк (скорее сценарист) сознательно вводит несведущих сотрудников Следственного комитета в заблуждение относительно наказаний в XIX веке).
2. Весь этот киноляп (1) не умаляет, однако, красоты идеи о повторяемости некоторых событий. И здесь мы переходим к опасной теме проклятой картины "Девушка на полустанке" (вымысел) в 7 серии, убивающей девушек возрастом до 20 лет. Здесь историк вспоминает очень к месту легенду о картине Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) "Поклонение (, или приношения) волхвов" (1564). Согласно легенде, в качестве натурщицы для Марии (Богородицы) Брейгель использовал свою бездетную кузину. Картина считается проклятой, поскольку вроде как девушки, смотрящие на неё, испытывают трудности с рождением детей. По этой причине я, кстати, не публикую это изображение, не показывают его и в кино. Тем не менее комментарий уместен. Общепризнанно, что на картине в образе Богородицы изображена молодая жена художника Майкен (1545-1578), на которой Брейгель женился в 1563г. Майкен исправно рожала детей мужу. Питер Брейгель младший (1564-1638) и Ян Брейгель старший (1568-1625) тому доказательство. Тем не менее художник рисовал картину около 2 лет, поэтому, наверно, ещё до женитьбы и потребовалась кузина как натурщица. Утверждается, что в 4 семьях частных владельцев этой картины в течение длительного времени не рождались дети, пока её не купил один уже счастливый отец. Как бы там ни было, сейчас эта картина находится в Национальной галерее Лондона.
Вероятно, дело не столько в кузине, сколько в той энергетике, которую вложил в неё художник. Её часто рассматривают скорее как сатирическую, чем религиозную, поскольку элемент одухотворенной радости от рождения дитя в ней принижен в пользу бытовых шаржей. Нехорошие, ехидные мысли вызывает нашептывание одним из крестьян что-то на ухо престарелому Иосифу. С другой стороны, изображение фламандских типажей, боязнь младенцем незнакомцев (волхвов) само по себе не является грехом.
3. Криминальные истории далеко не всегда можно найти в открытых источниках. Не все утверждения Изворина легко проверить. Скажем, он утверждает в 13-й серии, что в XIX веке убили из мести английского посла в Египте, когда он уже вернулся в Англию. В списке 14 генеральных консулов Англии в Египте я похожего случая не обнаружил, если только одного из них не убили в преклонном возрасте, и этот факт скрывается. Но зачем рыться в биографиях чуждых нам английских консулов, не интересней ли связать теорию криминальной цикличности Историка с теорией циклов Э.Мейера? Напомню, в чем заключается теория Историка. Процитирую его объяснения следаку Анне – “Это моя теория криминальной цикличности. Я же сузил модель, я создал уравнение, которое работает с незначительными историческими явлениями, например, убийствами. Каждое убийство совершенное в прошлом оно обязательно повторяется в будущем. Виновный не наказан образуется некая пустота в ходе исторических событий. Пробел должен быть заполнен другими убийствами. “
У Мейера, о котором Изворин рассказывает студентам, как “отце” своей криминальной теории, история христианского мира, включая капитализм, повторяет стадии развития древнего мира. Если мы здесь применим тезисы сериала, то получится, что причиной существования цивилизации нового времени является неразгаданность смерти древнего мира. Что ж, в данном пункте мы прикасаемся уже к тайнам жизни, а не первого сезона занимательного сериала..
Материал включен в подборку Сериалы России. Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №190 Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.