Сегодня завершается марафон Людмилы Депутатовой "Летний лагерь для детских психологов". Мы несколько тем разбирали, но тема установок меня прям зажгла.
Почему же?
Установки и убеждения очень сильно влияют на жизнь человека. Это как жесткие правила жизни, в «руках» которых управление поведением человека и его выбором. Они приобретаются/прививаются и в детстве, и во взрослой жизни.
Главное, ИХ МОЖНО МЕНЯТЬ, что является большой радостью. Однако это бывает трудно сделать.
Установка - это мысль, возникающая из положительного или отрицательного опыта человека. Как правило, этот опыт должен повторяться, или иметь сильный эмоциональный окрас, чтобы установкой стать. Далее выстраивается поведение.
Установки и убеждения могут быть:
- я никчемный /со мной что-то не так/у меня ничего не получится;
- отдыхать – это плохо/деньги – зло/ много радуешься - много плачешь;
- И т.д.
Как же мы вырабатываем в детях установки?
Через речевые конструкции.
Рассмотрим пример.
Ребенок что-то сделал по просьбе, а может сам решился(допустим убрался в комнате). У него получилось корявенько. И тут взрослый может сказать "Какой же ты помощник? Все за тобой переделывать надо! Ничего не умеешь".
Как понимает ребенок? «Я не способен/не умею».
Человек, который живет с такой установкой, будет ли инициативным? Любопытным?. И да, тогда он точно будет сидеть только в телефоне.
Самое интересное, что мама хотела донести совсем не это (чаще всего). Но ее эмоции и старые реакции говорят именно так.
А еще, установки ребенка формируются через поведение и реакции родителей.
Вернемся к примеру. Тут, если вместо слов, родитель может резко оттолкнуть ребенка, все исправлять на его глазах. Формируется та же установка.
Тогда, чтобы минимизировать формирования негативных установок, нужно научиться выполнять два действия.
а) Наблюдать за своим поведением и реакциями. Как?
Может как-то отмечать на листе/ в дневнике, чтобы вообще понимать, когда реакции происходят, на что именно,"ловить их". Далее постепенно учимся эмоциями овладевать.
Поймав эмоцию, можно подышать глубоко (или сначала помыть посуду, похлопать себя по плечам, почитать анекдоты) чтобы уравновесить эмоции, а потом пойти к ребенку на "разборки".
б) Подбирать иные формулировки, чтобы донести свою мысль до любимого чада.
Вместо "У тебя не получается" - "Давай посмотрим, что мы тут еще можем сделать". Или просто похвалить за то, что уже что-то получилось.
Вместо "А вот сын моей подруги уже..." - "Так рада, что ты мой ребенок. У тебя все получится/Я тебе помогу..."
Вместо "Фу, какой плохой угол, раз ты об него ударился/Какой ты не внимательный, если об углы бьешься" - "Бывает и такое. Давай посмотрим на ранку".