Найти тему
World Lord: история и короли

Чем пахла знать на балах в Зимнем дворце

- Быстрее, паркет нужно натереть мастикой уже к вечеру! - по дворцу бегали и перекрикивались слуги, пытаясь успеть подготовить всё к балу.

Из императорской оранжереи срезали самые ароматные цветы, расставив в больших вазах по всему залу. Лучшие повара готовили цыплят, супы и десерты, чтобы удивить своим искусством аристократов и императорскую семью.

Тем временем своих апартаментах мужчины готовились к выходу в свет. Кто-то хотел похвастаться своими новыми наградами на мундире, другие же искали себе невесту. Так или иначе все принимали баню (мыльня) или ванну, а у Николая I уже был аналог душевой кабины. Последним штрихом для мужчин перед выходом в свет были натертые березовым дегтем сапоги из дубленной кожи. Аромат от дегтя стоял очень сильный.

кадр из сериала "Война и мир"
кадр из сериала "Война и мир"

Женщины готовились к выходу в свет гораздо раньше. Они принимали ванну, натираясь душистой пеной. Сохранились картины ванных апартаментов Александры Фёдоровны в стиле мавританской испанской архитектуры, а также ванная комната княгини Марии Александровны, дочери Александра II.

В конце XIX - начале XX века было популярно мыло "Брокар и Ко", от французского предпринимателя Генриха Брокара, проживавшего в Москве. Его косметическая фабрика стала самой популярной в Российской империи.

Особое расположение к элитному мылу необычной формы испытывала именно Мария Александровна, а продукция Брокара завоевала восемь золотых медалей по всей Европе. Помимо этого, Брокар делал продукцию для народа, и за три копейки крестьянин мог купить жене или дочери небольшой ванный набор.

ванная комната Марии Александровны
ванная комната Марии Александровны

Аристократия любила продукцию Брокара. Перед балами они нещадно натирали себя ароматным мылом, а за несколько мгновений до выхода в свет мужчины наносили на себя цветочный или цитрусовый одеколон, а женщинам нравился парфюм "орхидоръ" или "персидская сирень".

Ранее, в середине XIX века, у придворной знати был другой любимчик. Альфонсо Ралле основал компанию "А. Ралле и Ко". Он привозил ингредиенты из Италии и Франции, но сам парфюм изготавливал в России. Его триумфом стал парфюм, которые знатные женщины любили наносить зимой - "парфюм де фурор", при попадании на кожу в холодную погоду парфюм раскрывался хрустальными нотками, за что пользовались бешеной популярностью в высшем обществе.

Весь бальный зал утопал в различных ароматах: натертый пол и сапоги, духи и одеколоны аристократии, тонкий аромат живых цветов и соблазнительный аромат еды. Но под конец мероприятия становилось душно, после нескольких вальсов дамы и кавалеры изрядно потели, а шлейф после игристого вина выветривался лишь на следующий день.

Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.