Хотя обзоры на серию фильмов о приключениях деда Мазая, не пользуются большой популярностью у читателей, за что надо благодарить администрацию Дзена, которая еще больше урезала у статей показы, я все же решил закончить с этой серией фильмов, благо осталась последняя на данный момент картина. И я ОЧЕНЬ надеюсь, что телеканал НТВ, не будет ежегодно выпускать фильмы из серии Топор, доведя главного героя до нашего времени, это был бы уже перебор.
Хотя от наших сценаристов можно ожидать всякого, а то вдруг окажется, что топор обладает магическими свойствами и наделяет своего хозяина неуязвимостью и бессмертием, так что в это случае, дед Мазай вполне может поучаствовать в боевых действиях на Украине.
Ведь как мы знаем из сюжета первого фильма, бывший белогвардеец Иван Родин погиб в 1943 году, однако по сюжету четвертого фильма, уже наступает 1945 год, а дед Мазай живее всех живых, вокруг него гибнут только безымянные статисты. Судя до дополнительному подзаголовку, которое было добавлено в название фильма, действие происходит в городе Кенигсберге, или в его окрестностях.
Фильм начинается с того, что в живописных развалинах, немцы устанавливают реактивную систему залпового огня Nebelwerfer, за этим в бинокль наблюдает дед Мазай. Кроме реактивного миномета в развалинах установлена и артиллерия.
Разведав обстановку, дед Мазай сообщает советским бойцам сидящим за другими развалинами, какую огневую мощь сконцентрировали немцы. Командир удивляется, ведь вчера же наши тут все смотрели а немцев ничего этого не было. Дед Мазай глубокомысленно замечает, вчера не было, а сегодня появилось, видимо немцы решили батарею этим всем прикрыть.
Скоро должно начаться наступление, а тут у немцев такая позиция, поэтому командир велит радисту передать координаты, сам же остальными бойцами идет в обход немецкой позиции в развалинах. Обойдя немцев с тыла, командир самолично убивает ножичком часового, после чего...
После чего, советские бойцы идут в атаку на немцев в развалинах, благо фрицев там окапалось мало, всего лишь где-то двадцать человек. Перестреляв кучу немцев, советские бойцы идут на противника в рукопашную. дед Мазай как всегда машет своим топором. Когда с немцами было покончено, появились наши с криками УРА бегущие в атаку. У меня вопрос, куда создатели фильма, капитана Одинцова дели?
В ходе боя советские бойцы понесли незначительные потери, поэтому после титров нам показывают похороны, дед Мазай как всегда выжил, хотя по идеи он какое-то время уже должен быть покойником.
После похорон, дед Мазай получает приказ, принять командование над взводом новобранцев, оставаться здесь на этой самой локации для прикрытия флангов. Дед Мазай этим приказом недоволен, как это так, без него собрались воевать, поэтому он пытается оспорить приказ у подполковника. За невыполнение приказы, командир группы угрожает деду Мазаю штрафбатом.
А подполковник принимается сержанта уговаривать, дескать он кое-как договорился с командованием, что бы оставить новобранцев здесь, по сути уже за линией фронта, для того что-бы желторотые юнцы живыми остались.
Ну а старшим над новобранцами, решили назначить опытного деда Мазая, который гибель юнцов ответит своей головой. Так что приходится деду Мазаю, подчинится просьбе подполковника и остаться с новобранцами. Ну а достался деду Мазаю еще тот контингент, детский сад штаны на лямках.
Но не знал подполковник, когда оставлял новобранцев, что здесь находятся немцы, а за усадьбой ведет наблюдение бородатый эсэсовец. Да, на постой новобранцы остановились в усадьбе, в которой обитает семейство немцев и где-то я уже нечто похожее видел.
А бородатым является не один эсэсовец, бороды носят и другие немцы, которые обитают в лесу и ищут в окрестностях, какой-то подземный ход. Что за подземный ход, зачем он немцам понадобился, пока что не ясно, ну я надеюсь что нам это хоть как то объяснят.
В следующей сцене, новобранцы сидят за столом, болтают, пьют чай с печеньями, а через какое-то время, хозяин дома приносит для них бутыль с молоком. Молокососы глубокомысленно рассуждают от том, что те советские солдаты, которые перед атакой употребляли наркомовские сто грамм, сразу погибали, дед Мазай это подтверждает.
Попивая молочко, новобранцы хвастаются захваченными трофеями, один солдатик, героически захватил лифчик, для своей жены. Судя по размеру лифчика, груди у жены солдатика немаленькие. Другой солдатик показывает товарищам, золотую чашу которую он нашел в сарае под углем.
После этого, взвод новобранцев полным составом бежит в сарай, где раскопав уголь, они находят два ящика, заполненные разным добром. На удачу среди новобранцев находится искусствовед, который определяет, что в ящиках находятся музейные ценности, вывезенные фашистами. Ну что тут сказать, тема эта весьма интересная, ведь фашисты активно занимались грабежом музейных ценностей.
В ходе Второй мировой войны были разграблены музеи, и бесчисленное множество экспонатов и ценностей уничтожили или вывезли из Советского Союза и других стран. Например, в России существует каталог, созданный Министерством культуры, в котором перечислены все утраченные ценности прошлого.
Этот каталог насчитывает восемнадцать томов. Здесь все, что вывезли в Германию противники, а также то, что было уничтожено во время битв и мародерства: от занавесок, которые веками висели при императорах, до всем известной Янтарной комнаты.
Грабеж был поставлен властями Третьего рейха на широкую государственную ногу. И это, несмотря на то, что Германия еще в 1907 году подписала конвенцию "О законах и обычаях сухопутной войны", воспрещающую преднамеренный захват, истребление или повреждение исторических памятников, художественных и научных произведений. Однако нацисты, презрев все законы и правила, забирали все, что нравилось. Причем, они действовали без всякого стеснения не только на оккупированных Вермахтом территориях СССР, но и в других странах, попавших под пяту Гитлера.
Гитлеровцы планомерно и пунктуально готовились к массовым грабежам. Для этого было создано Sonderkommando Künsberg по имени его командира, майора Эберхарда фон Кюнсберга. К слову, он пропал без вести в апреле 1945 года. Интересно, правда? Не исключено, что этот тип ускользнул в неизвестном направлении, захватив с собой самое ценное из награбленного.
Упомянутое подразделение СС было создано по предложению министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа. Без сомнений, последний, коллекционер антиквариата и произведений искусства, собирался основательно поживиться на широких просторах нашей родины. И — поживился. Как, впрочем, и другой "ценитель искусства" — рейхсмаршал Герман Геринг...
Как действовали эсэсовские "искусствоведы", рассказал на допросе плененный в 1942 году под Моздоком оберштурмфюрер Норман Ферстер:
"Задача батальона состояла в том, чтобы немедленно после падения крупных городов захватывать культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений, отбирать ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять все это в Германию. Так, из Царского Села батальон вывез имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. Даже китайские шелковые обои сняли со стен, а наборный пол вынесли в разобранном виде. Из дворца императора Александра были вывезены старинная мебель и богатая библиотека с 67 тысячами книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке".
Подразделение Кюнсберга ограбило несколько киевских музеев: Украинского искусства, Русского искусства, Западного и восточного искусства и отправило в Германии многие раритеты. Среди них — картины, этюды и портреты, написанные Ильей Репиным, полотна других русских живописцев, скульптуры отечественных ваятелей.
Из оккупированного Харькова в Третий рейх отправились несколько тысяч ценных книг, сотни картин, в том числе полотна Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина. Была полностью опустошена музейная коллекция скульптур.
Гитлеровцы бесчинствовали везде, где появлялись. После их ухода в Петергофе от изумительной, неповторимой красоты остались лишь развалины. В Германию отправилась дворцовая мебель, созданная по эскизам знаменитого русского мастера Андрея Воронихина и других умельцев XVIII века и часть коллекции редчайшего фарфора XVIII века. Варвары сорвали со стен дворца барельефы, гобелены, стенные и потолочные плафоны. Опытные мародеры забрали с собой даже ручки и дверные украшения из бронзы и дерева.
Нацисты вели себя, как дикари в Клину, где осквернили дом великого композитора Петра Чайковского, оставили свой мерзкий след в Ясной Поляне, обители гения мировой литературы Льва Толстого. Список награбленного и уничтоженного фашистами во время Великой Отечественной войны не поддается описанию. Назову лишь адреса прочих бесчинств гуннов ХХ столетия: Смоленск, Тверь, Краснодар, Ростов-на-Дону, Симферополь, Одесса, Львов, Винница. Далее — везде, где появлялись вояки Гитлера.
В фильме же, искусствовед говорит, что здесь в ящике находятся музейные ценности, которые фашисты вывезли в том числе из Франции и поэтому, надо провести экспертизу всех найденных в ящиках ценностей. Искусствовед спрашивает у хозяина дома, откуда в сарае взялись эти ящики.
Но хозяин говорит что он не знает, дескать за четыре года кто здесь только не останавливался, даже эсэсовцы в этом доме как-то жили. Наши немцу не верят, потому что ящики были запрятаны под тонким слоем угля м хозяин дома беря уголь для отопления дома, обязательно на них наткнулся бы.
Хозяин дома говорит, что их в доме живет трое, так что для отопления дома, им много угля не надо. После этого, дед Мазай принимает решение перенести ценности из ящиков прямо в дом, сообщить о них куда надо, а во избежание неприятностей-расставить вокруг дома посты, а то вдруг немцы ошиваются где-то рядом.
Дед Мазай звонит куда надо, сообщает о найденных и просит прислать трофейную службу, для описи и приемки ценного груза. Пока Дед Мазай ожидает комиссию, свободные от дежурства солдаты, занимаются разными хозяйственными делами, колют дрова, таскают уголь, занимаются уборкой территории.
Во время колки дров, искусствовед загнал себе занозу в палец, за ним ухаживает немка, молокососы увидев это, отпускают сальные шуточки, дескать не туда ты занозу себе загнал, надо было пониже.
К эсэсовцам в лесу приехала подмога, немцы хотят отправится уже за грузом, но бородатый командир говорит, что в усадьбе расположились русские, так что незаметно вынести ящики не получится.
Давненько в фильме не появлялись злобные чекисты, аж с третьего фильма, так что режиссер четвертого фильма решил это исправить, поэтому за ценностями приехал на трофейном автомобиле, злобный особист майор Крюков.
Увидев такое богатство, майор приказывает грузить все это к нему в машину, но ему противится дед Мазай, который говорит, что он без описи имущества, не может разрешить погрузку.
Услышав отрицательный ответ, злобный майор катит на деда Мазая бочку, но на помощь сержанту приходит искусствовед, который говорит, что согласно приказу номер пять НКО СССР, ценное имущество должно быть сдано или под опись, или непосредственно в трофейную службу.
Приходится майору со скрипом согласиться, что бы искусствовед описывал ценное имущество. А так складывается впечатление, что майор хотел по-тихому что ни будь из этих сокровищ себе присвоить.
После того как майор уходит, дед Мазай спрашивает у искусствоведа, приказ он только сейчас придумал, солдат говорит, что приказ имеется, только он содержание не помнит. Да, такой приказ под номером пять от НКО СССР действительно имеется, только он касается присяги военнослужащих.
В ожидании описи, майор решил остановится в особняке и теперь он всячески безобразничает, пьет водку, спаивает солдат, слушает граммофон и хочет соблазнить немецкую женщину. Но немка пор имени Петра, не явилась по зову майора, так что он с горя, набухался знатно.
Пока майор гуляет, дед Мазай с искусствоведом, занимаются описью имущества. Тут выясняется, что солдату так же приглянулась немка . Неужели сценаристы, запихали в фильм любований треугольник? Хотя нет, как оказалось позже, сценаристы придумали кое что похуже.
Уже ближе к утру, пьяный в жопу майор , попытался изнасиловать немку, на помощь к женщине прибежал дед Мазай. Да сколько же можно, делать из советских офицеров, этаких пьяных уродов, которые только и думают о том, как бы им немок побольше изнасиловать? Или российским сценаристам, накрепко засел в голову миф об изнасилованной советскими варварами Германии? В общем, не "4 дня в мае" конечно, но где то очень близко
После того как дед Мазай оттащил майора от женщины, Крюков наставил на сержанта пистолет. Но дед Мазай оказался человек опытный, он отобрал у пьяного майора пистолет, после чего спустил его пинками с лестницы. Разъярённый майор набросился на деда Мазая, но тут прибежали солдаты и скрутили пьяного дебошира.
Тут внезапно появляются немцы, убивают двух новобранцев, третий солдат успевает среагировать и убить одного фашистка. Но немцы уже открыли ворота и запустили во двор усадьбы машину с подкреплением.
Первым по немцам огонь открыл майор из пистолета, за ним по фрицам начал палить дед Мазай из автомата, после чего стрелять начали и оставшиеся в живых новобранцы. Совместными усилиями, атака была отбита, немцы понеся потери отступили в лес бросив машину, но из новобранцев погиб еще один человек.
После боя, солдаты обыскивают трупы фрицев и передают найденные документы майору. Крюкову показалось странным поведение хозяина дома, поэтому он передав документы убитых фрицев сержанту, идет устраивать обыск у него в комнате.
В шкафу майор находит немецкий мундир, который принадлежит хозяину дома, который в свое очередь является полковником Вермахта. Майор тащит немецкого полковника, где ставит его к стенке, и хочет самолично его расстрелять, но у него закончились патроны, тогда....
Тогда майор требует, что бы дед Мазай дал ему автомат. Но дед Мазай встает на защиту немцу, майор грозится и его расстрелять. На помощь деду Мазаю приходит искусствовед, который заявляет, что если майор этого немца расстреляет, то он доложит куда надо о поведение Крюкова.
Под угрозой шантажа, приходится майору отступится. Узнав что Потоцкий, так зовут искусствоведа, закончил опись имущества, майор приказывает грузить в машину сокровища, но вот незадача во время боя у машины был пробит радиатор, так что приходится Крюкову на некоторое время в усадьбе остаться.
Хотел майор позвонить по телефону, но связи вдруг не оказалось, тогда он отправил солдата, искать где находится обрыв. Да, пока майор находился в комнате с сокровищами, он все время поглядывал на драгоценные сережки, которые он видимо хотел украсть, но сделать это помешало присутствие в комнате часового.
После неудачной атаки на усадьбу, немцы планируют устроить засаду и никого из именья не выпускать. как нетрудно догадаться, связь была испорчена немцами, для того что-бы советские солдаты в доме, не могли вызвать подкрепление.
В ходе устроенной на дороге засады, немцы захватили полуторку, убив при этом шофера и советского офицера, спастись удалось только ехавшей в этой же машине советской медсестричке, которая убежала в лес. Да к тому же эсэсовец оказался добрый, он не стал в девушку стрелять, из снайперской винтовки и дал ей возможность убежать.
Ну это типа для контраста, есть советский майор-да к тому же особист в придачу, который пытался немку изнасиловать и сделал бы это, если бы ему не помешали. А есть благородный немецкий офицер-эсэсовец к тому же, который не стал убивать советскую девушку, хотя у него и была такая возможность.
Солдат которого отправили искать обрыв, нашел в каком месте был оборван провод, но когда он хотел связь починить, был убит немецким снайпером из засады. Да, статисты оставаясь безымянными дохнут как мухи, а Дед Мазай , который должен был давно погибнуть, все живой и здоровый.
Снайпер убивший связиста, случайно находит вход в подземный ход, который завален камнями. Правда куда ведет этот самый подземный ход, пока что не ясно, хотя есть предположение, что он ведет в усадьбу.
Дед Мазай сколачивает гроб, к нему подходит хозяин дома, который за спасение жизни, предлагает сержанту немецкую тушенку. тут же оказывается, что немец воевал против русских еще во время Первой мировой, да к тому же в тех же местах, где воевал дед Мазай.
Немец рассматривает тот самый "легендарный" топор, дед Мазай хвастает, что этот инструмент трофейный да к тому же немецкий. Встретив так сказать родственную душу, дед Мазай разговаривает с немцем, который умеет говорить по русски. Ра этом в принципе первая серия и заканчивается.
Большая просьба к читателям, ведите себя поактивнее, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь статьями с обзорами в социальных сетях, рассказываете о канале своим друзьям и знакомым. Ну а так же не забывайте подписываться на мои группы в "Одноклассниках", "В контактах", а так же на блогерскую платформу "Паблико", где так же изредка выходят мои статьи с обзорами фильмов и сериалов.
Фильм 2022 года "Топор:1944". Первая серия. Дед Мазай отправляется спасать детишек.