Когда к нам на индивидуальную консультацию приходят руководители, знаете, какой вопрос мы слышим чаще всего?
Очень утрированно:
Что делать с ним/ней/ними/всеми?
"Я объясняю, пытаюсь замотивировать, ставлю понятные задачи, разбиваю слона на части, модерирую процессы, применяю инструменты, выхожу на one to one. Но... Меня как будто не слышат / не понимают / саботируют!"
Подробности каждой истории очень разные, непохожие друг на друга. Но общая суть остаётся.
На сессии мы начинаем углубляться в контекст, обсуждаем, какие стратегии руководитель использовал в коммуникации с сотрудником, ищем закономерности... Вот вся ситуация разложена по полочкам. Кажется, что со стороны клиента всё схвачено и понятно, он и правда делает всё возможное и даже иногда невозможное, чтобы наладить взаимодействие с подчинённым. Тупик? Ну действительно, что вообще можно сделать, когда человек делает всё и бьётся о стену?
И тут звучит "магический" вопрос. Уж простите за это слово - хочется немного утрировать ситуацию, чтобы было нагляднее.
Мы спрашиваем клиента: “Скажи, а что ты чувствуешь, когда происходят такие ситуации в рабочем процессе?”
И наступает самое интересное. Потому что чаще всего далее следует пауза...
Мне хочется назвать эту паузу моментом, когда в сознании выключается мышление руководителя и включается человек. На это нужно время.
И человек рассказывает нам, что он чувствует, что не может доверять, испытывает страх, теряется, злится. Имеет ли право такие чувства испытывать руководитель?
Как-то так получилось, что в нашем сознании ответ “нет”.
Но! Ещё дедушка Фрейд говорил: "В психике ничто, однажды появившись, не может исчезнуть". И хочется продолжить: а значит, влияет на наши проявления вовне.
То есть как бы мы ни старались завуалировать нашу тревогу или злость сильной руководящей позицией, инструментами, задачами... Они никуда не деваются. Аффект не даёт руководителю быть в партнёрских отношениях со своей командой.
И люди это чувствуют. Бессознательно, но чувствуют.
В этот момент что-то ломается в коммуникации. Что-то неосязаемое, но очень важное.
Кажется, что по-настоящему договориться можно из позиции “человек-человек”. Это честно.