Сожительство в наши дни является весьма распространённой формой отношений между мужчиной и женщиной. Сегодня в «гражданских браках» живут и совсем молодые, и более зрелые, опытные люди, уже успевшие побывать в официальном браке.
Сторонники гражданских браков нередко говорят о том, что отсутствие официальности и формальностей не вредит, но, напротив, только укрепляет отношения, делая их более непринуждёнными.
Однако так ли это на самом деле? Ведь, если разобраться, гражданские браки влекут за собой целый ворох разнообразных проблем.
Аргумент №1. В первую очередь, сторонники внебрачного сожительства идут наперекор воле Господа
Для того, чтобы понять, что грешного в сожительстве, следует подробнее ознакомиться с православным учением о браке.
Согласно книге Бытия, само слово «жена» в еврейском языке является производным от слова «муж». Первый брачный союз был установлен по воле Небесного Отца, и Им же особым образом благословлён. Господь даровал первым людям всё необходимое для жизни в согласии с Его законами.
Иными словами, брак – это институт, установленный и благословлённый Богом. Любые другие формы отношений в Его глазах не являются правильными и угодными Ему.
Аргумент №2. Кроме того, блуд нельзя считать только лишь грехом
Нередко юноши и девушки, вступающие в гражданский брак, аргументируют это тем, что хотят «получше узнать друг друга прежде, чем заключить официальный брак». Однако же на деле гражданские браки редко перерастают в законные, и уж тем более – в обвенчанные.
Церковь же, воспринимая брачный союз не иначе как закон, установленный Господом, никогда не приравняет к нему простое сожительство. Но, стоит заметить, что Церковью признаются и не осуждаются государственные браки. Хотя, с православной точки зрения, подобные союзы всё же считаются духовно несовершенными.
Аргумент №3. Гражданские «супруги» не могут принимать участия в Церковных Таинствах
Грехи блуда и прелюбодеяния, согласно Церковным канонам, искупаются посредством глубокого покаяния и епитимьи, причём довольно строгой. За блуд человека на семь лет могут отлучить от Таинства Причастия, а за прелюбодеяние – на целых пятнадцать.
Однако в наши дни подобные методы наказаний мало где практикуются из-за того, что подобная епитимья может не исцелить грех, но, напротив, скорее заставит человека отвернуться от веры.
Сегодня меры епитимьи зависят от состояния покаявшегося человека – священнослужители, применяя тот или иной канон, стараются учитывать аспекты духовно-исторической обстановки, обстановку в обществе и жизненные обстоятельства в отдельно взятой ситуации.
Если же человек продолжает отстаивать своё право на гражданский брак, то священнослужитель вынужден будет отлучить его от Церковных Таинств. Церковь попросту не пойдёт навстречу человеку, желающему жить во грехе, не станет потакать и попустительствовать этому стремлению.
Существует лишь один путь, способный примирить грешного человека с Небесным Отцом – путь искреннего раскаяния.
Аргумент №4. Проблема недоверия и боязнь ответственности
Чаще всего люди продолжают жить в гражданском браке именно из-за недоверия. При этом человек может не доверять как своему сожителю, так и своим собственным чувствам. Значительную роль в этом вопросе играет и неопределённость человека в его будущем, а также неуверенность в тех или иных желаниях и стремлениях.
Узаконенный брачный союз подразумевает под собой определённые отношениях, права и обязанности, в то время как сожители ратуют за «свободу».
Однако же подлинная свобода – это всегда ответственность.
Гражданские браки сопровождаются недоверием практически в любом аспекте взаимоотношений, так как основываются не на доверии, взаимоуважении и настоящей любви, но на сугубо потребительском отношении.
Аргумент №5. В гражданских браках чаще случаются измены
Особенно со стороны мужчин. Это обратная сторона подобных отношений, ведь большинство мужчин, не связанных с женщиной официальным браком, считают себя свободными. В этом случае практически отсутствует и ответственность за измены.
Человеку, живущему в гражданском браке, куда проще договориться со своей совестью.
Безусловно, измены происходят и в законных браках, но, согласно статистике, реже, ведь изменить жене психологически сложнее, чем изменить «подруге».
Аргумент №6. Близкие отношения до брака, как правило, не единственные
В наши дни частой сменой отношений уже никого не удивишь. Но всё же многие люди живут, придерживаясь мнения, что «лучше жить с одним, чем гулять со многими».
А по причине того, что заключать официальный брак многие сожители не собираются, с самого начала не считая конкретные отношения постоянными, в ход идёт такая логика: «на безрыбье и рак – рыба».
Иными словами, вступать в законный брак со своим партнёром они не хотят, однако, пока не подвернулся кто-то получше, им удобно иметь под рукой одного постоянного человека для интимной близости.
Аргумент №7. Сожительство распадётся скорее, чем законный брак
Согласно статистике, лишь один из пяти гражданских браков становится впоследствии официальным. Свидетельствуют об этом и данные, касающиеся расторжения браков.
Люди стали разводиться чаще, а при отсутствии каких-либо обязательств и торжестве вседозволенности гражданские браки совсем обесцениваются – расстаться при подобных условиях очень легко, так как держаться паре попросту не за что.
То, что далось легко, легче и потерять.
Аргумент №8. Гражданские браки влияют на будущий официальный брак
Зачастую опыт предыдущих отношений не улучшает, но, напротив, разрушает семейную жизнь. Нередко подобный опыт – скорее отрицательный, а если при этом он ещё и неоднократный, то это не может не влиять на психологическое состояние человека.
Такой человек невольно сравнивает своего мужа или жену с теми, кто был до них, и иногда подобное сравнение оказывается не в их пользу, часто являясь при этом необъективным и несправедливым.
Аргумент №9. Влияние психологических и социальных аспектов
Люди отдают предпочтение гражданским бракам по разным причинам, однако нельзя сказать, что каждый такой брак является неблагополучным с точки зрения психологии.
Исключения определённо присутствуют. Стоит оговориться, что речь в данном случае идёт об исключительно моногамных отношениях. Подобные отношения – практически законный брак, по каким-либо причинам не зарегистрированный и не обвенчанный.
Однако некоторые люди попросту не нуждаются в той духовной полноте, которую способен даровать брачный союз. Они не настолько развиты духовно, чтобы видеть разницу между сожительством и законным союзом.
При этом их отношения могут быть по-настоящему зрелыми и практически семейными.
Все мы – дети социума. И если общество, в котором мы живём, поражено болезнью, то и мы, живя в согласии с его принципами, не будем казаться какими-то «неправильными». Однако же, подобно этому обществу, мы станем беднеть духовно.
Так, в духовно нездоровом обществе можно увидеть сожительство, где та или иная социально-психологическая роль будет более стабильной, прочной и адекватной, нежели чем в той или иной семье.
Аргумент №10. Проблемы, связанные с детьми
По статистике, каждый пятый ребёнок в нашей стране появляется на свет во внебрачных отношениях. В две тысячи девятнадцатом году таких детей насчитывалось около трёхсот пятидесяти тысяч.
Конечно, не все они были рождены в гражданских браках – некоторые из них были зачаты во время случайных или непродолжительных связей.
Однако же в гражданских браках дети появляются реже, ведь гражданский брак как таковой является ограничением в вопросе продолжения рода. Зачем заводить ребёнка, если гражданский брак, в сущности, никого и ничем не связывает?
Зачастую дети, существующие в рамках гражданского брака – это дети одного из сожительствующих партнёров от предыдущих отношений. Такой ребёнок в любом случае будет чужим для одного из сожителей, что не может не повлечь за собой определённых печальных последствий.
По мнению психологов, у таких детей со временем возникает гораздо больше психологических проблем в сравнении с детьми, растущими в официальном браке.
Аргумент №11. Люди в гражданском браке гораздо чаще избавляются от детей.
Это, опять же, связано с нежеланием нести хоть какую-то ответственность. Отнестись к потенциальному появлению на свет ребёнка с тем же легкомыслием, что и к возможности «пожить и, если что-то не понравится, разойтись», уже не выходит.
Потому многие пары, живущие в гражданском браке, нередко принимают подобное решение. Часто - не по одному разу.
Однако даже одно такое медицинское вмешательство может привести к возникновению бесплодия. Часто женщины, сделавшие подобный выбор в гражданском браке, в официальном союзе уже не могут повторно забеременеть.
Аргумент №12. Обилие юридических проблем
Люди, состоящие в гражданском браке, не имеют права на заключение брачных договоров, согласно которым при разводе у бывших супругов остаётся возможность разделить имущество, нажитое в браке.
Кроме того, любой кредит, оформленный в гражданском браке, остаётся финансовым обязательством того, на кого он был оформлен. Также законный супруг не может без согласия на то своей супруги расторгнуть брачный союз в течении её беременности и одного года после того, как родится ребёнок. Сожитель же имеет полное право покинуть свою избранницу, когда захочет.
Сожитель не может претендовать на наследство в случае гибели своего партнёра, как и на государственную помощь в вопросе погребения.
Человек, живущий в гражданском браке, не может претендовать на алименты от своего партнёра, а также на усыновление. Кроме того, такая пара не может стать приёмными родителями.
Отцовство мужчины, не связанного браком с матерью новорождённого ребёнка, должно подтверждаться посредством подачи их совместного заявления. Однако же перечень отцовских обязанностей, определённых законом, заставит сожителя скорее избегать фактического отцовства, нежели чем стремиться к его оформлению.
Люди, состоящие в гражданском браке, не допускаются в больничную палату партнёра или реанимационное отделение. Доступ в подобные места разрешён исключительно близким родственникам.
И, наконец, сожители не имеют права на получение тех или иных государственных льгот, направленных на поддержку семей.
Также читайте: