Совсем недавно мы вскользь упомянули такой закрытый, но крайне перспективный вертолёт, как "Минога", и тут же по нему появилась новая информация - совпадение и отличный повод поговорить про действительно интересный и без преувеличения масштабный проект, разрабатываемый в интересах ВМФ.
Приветствую на канале!
Слово "секретный" не зря взято в кавычки - это очень часто встречаемая в СМИ характеристика, когда разговор заходит о Ка-65 "Минога". Но дело тут не столько в секретности, сколько в банальном отсутствии информации и видимого прогресса. Тем не менее, ровно три года назад ситуация резко поменялась - заложили новейшие десантные корабли пр. 23900, и у интересующихся темой резонно возник вопрос - а на чём летать собрались? У нас есть множество машин семейства К-27, более сотни, но по-хорошему нужна специализированная машина, предназначенная именно для десанта. И недавно мы упоминали Ка-29, представители которого прошли глубокую модернизацию и обрели второе дыхание, но этого всё равно недостаточно, как ни крути. Сейчас ВМФ эксплуатирует их примерно три десятка, но что это на фоне строящихся 2-х крупнейших УДК и 2-х достаточно больших БДК? Их общая авиагруппа насчитывает почти под сотню вертушек - как распределить 30 вертолётов под всё это дело? Вот поэтому-то и нужна "Минога" - без этой машины нам никоим образом не удастся реализовать потенциал вышеназванных кораблей.
Это что касается десанта, но проблема куда глубже - те же Ка-27 той или иной модификации аналогично нуждаются в замене. Без них ни один нормальный авианесущий корабль функционировать не может - опыт сирийской кампании это прекрасно продемонстрировал. Ну и вишенкой на торте можно считать вертолёты ДРЛО по типу Ка-31СВ или Ка-35 - в случае глобального столкновения именно они станут "глазами и ушами" наших КУГ и АУГ, так как спутники накроют в первые же часы.
Ситуация проста и понятно, переходим непосредственно к "Миноге" и её уникальным чертам. Первое, что хотелось бы отметить - это габариты. Судя по всем существующим моделям и одной единственной фотографии можно смело судить о чуть больших габаритах, чем у Ка-27 и его "родичей". С одной стороны это недостаток, так как в морской авиации чем компактней машина, тем больше их влезет во внутренние помещения корабля. Но с другой серьёзно повышается вместимость - тот же Ка-29 рассчитан на 16 морпехов в полной экипировке, "Минога" же на 20-25, примерно. Второе и не менее важное свойство - это универсальность. Судя по всему, Ка-65 задумывается как некая единая платформа под замену всех существующих на флоте винтокрылых машин. То есть будет и противолодочная версия, и поисково-спасательная, и транспортно-боевая с приличным набором управляемого вооружения - как минимум "Атака" с дистанцией до 8 километров, но хотелось бы увидеть более широкий арсенал, начиная от "Изделия 305" и заканчивая новейшим "Гермесом", способным вынести любой танк на расстоянии до 20 километров. Третий и заключительный нюанс, который нельзя не упомянуть - "Минога" является детищем ОКБ им. Камова, а значит перенимает все нюансы их подхода, в первую очередь соосную схему. Основное достоинство заключается в компактности, тяговооружённости, управляемости и так далее. Минус же очевиден - трудность в обслуживании, с чем, как нам кажется, проблем быть не может по причине огромного опыта, ведущего свои корни ещё с 50-х годов.
И теперь переходим к самому главному пункту, без которого весь разговор про достоинства новинки не имел бы смысла - это время. Стало известно, что все строящиеся УДК проекта 23900, на момент старта их госиспытаний, будут полностью укомплектованы авиагруппой, состоящей по большей части из этих самых "Миног". Первые вертолёты должны начать садиться на УДК в районе 2027 года, в лучшем случае 2026, так как передача флоту запланирована на 2028. Иными словами, на всё про всё у нас 5 лет и год в запасе, для непредвиденных обстоятельств в виде "детских болезней" новой техники. Выглядит всё довольно оптимистично, но тут же возникает вопрос - успеем ли? Тема для дискуссии обширная, особенно если взглянуть на опыт его предшественника в лице Ка-27, но сейчас работы по "Миноге" буквально кипят - макет создан давно, сейчас скорее всего работают над полноценным прототипом на его базе, ну а первый полёт машина должна совершить в 2025 (это ранее озвученная информация), затем год испытаний в различных условиях на самых разных кораблях, и ещё год на производство первой партии для "Ивана Рогова". Учитывая специфику авиагруппы УДК, "Миног" там нужно штук 10, не меньше - это до 250 человек десанта за один заход (если наши прикидки плюс-минус верны). Если корабли работают в паре, то уже 500 - приличная цифра, недостижимая на данный момент. Всего же нам нужно 150-200 вертолётов для полного и качественного перевооружения Морской авиации. Не слишком тяжёлая задача, если за год их производить 15-20 штук.
Подведём краткий итог - на первый взгляд Ка-65 "Минога" является крайне интересным многофункциональным вертолётом, который без преувеличения можно считать некой надеждой нашей морской авиации. Сколько не модернизируй старую технику, но предел её прочности наступает всегда - те же Ка-27 тех или иных модификаций летают уже многие десятки лет. И сейчас наиболее подходящее под замену время, так как и корабли новые мы строим, и внешние обстоятельства вынуждают. По-хорошему бы увидеть сразу всё разнообразие модификаций, от ПС до ПЛ, и очень необходимую флоту ДРЛО-версию, но, как говорится, время покажет.