Найти в Дзене
Don Carcharo

Трансформеры: Восхождение Звероботов (2023). Гетто против инопланетных захватчиков

В широких массах Майкла Бэя стабильно принято ругать за низкопробный глупый и шаблонный экшн невменяемых масштабов, целиком оторванный от здравого смысла. Причём у критикующих эти обвинения чудесным образов сочетаются со стойкой привязкой к личности Бэя. Противоречий в своей позиции они не замечают. А фактор личности здесь имеет ключевое значение. Приписать моменты из его фильмов кому-то из других современных режиссёров попросту невозможно, слишком характерен непрогибаемый авторский стиль и перфекционистский подход как к визуалу (будь то передовая компьютерная графика с максимально детализацией или практические эффекты в многочисленных погонях, взрывах и разрушениях), так и аудио-сопровождению (спасибо клипмейкерскому прошлому).

Все эти эпичные пролёты камеры и слоу-мо, навороченный клиповый монтаж, специфический темп без передышек, начищенные до блеска спорткары, фриковатые эмоциональные персонажи, топ-модели в пикантных ракурсах, грязный юмор на грани фола, ироничные самоотсылки («Это круче Армагеддона!») и пафосно развевающиеся американские флаги. С точки зрения уместности за все эти компоненты можно абсолютно справедливо ругать, но уж точно не за шаблонность или типичность. Самобытность значительно выделяла фильмы Майкла Бэя на фоне, например, Marvel, которые, даже нанимая постановщиков с характерным стилем, заставляли их делать стандартизированный и стерильный продукт.

Но на Трансформерах Бэй задержался слишком долго, что ударило и по репутации франшизы, и по репутации самого режиссёра (столь амбициозных проектов у него после не было). Энтузиазм закончился ещё на второй части. Выгорание стало заметно на третьей. Четвёртая была сделана на автомате с ядрёной дозой оправдательного самостёба, а пятая и вовсе превратилась в вымученную катастрофу, в которой выделить хоть что-то положительное невероятно сложно. Справедлив был частичный перезапуск, начавшийся с Бамблби (2018) от Трэвиса Найта. Безделушка, но на фоне предшествующего Ада принятая весьма тепло. Именно продолжением Бамблби стала новая часть Трансформеры: Восхождение Звероботов. А за режиссёрское кресло на этот раз сел Стивен Кейпл мл., ранее снявший Крид 2 (2018). Майкл Бэй, тем не менее, остался в качестве продюсера.

-2

Что можно сказать о стиле новой картины? Это одновременно и неискусное подражание Бэевщине, и преднамеренное противопоставление ей. Всё так же основой сюжета являются люди, всё так же вместо последовательно развивающегося конфликта зрителю подсовывают бег на перегонки за супер-артефактом (на этот раз это межгалактический телепорт), всё так же поражение угрожает полным уничтожением Земли, и всё так же мешающих новичкам старых персонажей выводят из игры смертью с последующим воскрешением. Взяты все самые осточертевшие сюжетные тропы. А бонусом к этому расширена "проработка персонажей", якобы делающая фильм глубже. Ведь если добавить системный расизм, социальное расслоение и смертельно больных родственников, ради спасения которых жители гетто вынуждены идти на криминал, то сюжет сразу становится "неглупым".

Второй признак такой "интеллектуализации" — это созданный коучами от мира сценаристов примат дуги характера, которая вворачивается даже персонажам, в ней не нуждающимся. В этот раз под раздачу попал сам Оптимус Прайм. Герой, являющийся самим воплощением справедливости и мудрого лидерства, за которым интересно наблюдать и без всяких глобальных изменений его моральных позиций. Если не брать специфические ответвления франшизы, ему просто достаточно поступать согласно своему образу: следовать долгу, защищать слабых и своих сотоварищей, часто отказываясь от собственных интересов, ну и говорить пафосные фразы крутым голосом. Всё. Но нет, в этой части его сделали слабохарактерным недальновидным мерзавцем. И только после смерти товарища и наблюдения за подвигами жалких людишек он якобы становится тем самым Оптимусом Праймом. Ключевой персонаж франшизы втоптан в грязь, а базовая позиция автоботов теперь ничем неотличима от десептиконовской из прошлых частей. В погоне за глубиной сценаристы достигли самого дна.

-3

Возвращаясь к гетто. Противостояние инопланетных вторженцев и гопников с лозунгами типа «Это наш район! Это наша Земля!», ну то есть «Бруклин рулит!», теперь основной идейный концепт. Главные герои: афро-латиноамериканский аналог безалаберного Сэма Уитвики (только судьбоносную машину-автобота он не покупает, кхм..., а угоняет) и стажёрка-археолог, выполняющая роль чёрного гения, сходную хакеру из первой части. Оба жертвы системного расизма, по способностям заслуживающие большего, но вынужденные барахтаться на дне социальной иерархии. Ещё и имена говорящие и глубокомысленные: Ной и Елена.

Ной (Энтони Рамос) и Елена (Доминик Фишбэк)
Ной (Энтони Рамос) и Елена (Доминик Фишбэк)

На повесточность не сложно закрыть глаза, а афроамериканская эстетика сама по себе не должна мешать разворачивающимся битвам роботов. Но авторы сделали невозможное, и она уродует весь экшн, а виной тому сопутствующее музыкальное сопровождение. Саундтрэком служат треки исполнителей золотой эпохи хип-хопа: Wu-Tang Clan, A Tribe Called Quest, The Notorious B.I.G., Digable Planets и так далее. К ним никаких претензий, хип-хоп в девяностые ещё был музыкой, которой занимались настоящие профессионалы в своём деле. Но подбор треков осуществлён просто ужасно, саундтрек полностью диссонирует с происходящим на экране. Причём применить "не в тему" умудрились даже работы композитора оригинальной трилогии, Стива Яблонски.

Схема первых частей с использованием боевичков от флагманов альтернативного рока была идеальной, да, но и в хип-хопе девяностых можно было найти массу боевитых песен. Хорошим исключением стал как раз трек Digable Planets в сцене угона, создающий необходимый ритм за счёт массивной партии контрабаса. Ещё и сюжетно было подано довольно изобретательно.

Сопровождение же масштабной финальной битвы, уже понтовый модерновый рэпчик на грани с современным R&B, может вызвать истинную боль, настолько оно невпопад. Это ещё и "заменившая" хиты от Linkin Park главная промоушен-композиция (основной автор Тобе Нвигве также сыграл эпизодическую роль).

Проблема с этим треком ещё в том, что он полностью выбивается из попыток хоть какой-то стилизации под девяностые — действие картины происходит в 1994 году, но в антураже это никак не проявляется. И единственными настраивающими на эпоху элементами как раз выступают хип-хоп саундтрек, ретроавтомобили и нарочитые отсылки на фильмы и игры тех лет.

-5

А что с самим экшном? Бессмысленный и беспощадный поп-корновый экш на протяжении всего фильма? Эх, если бы. Восхождение Звероботов постоянно болтает по жанрам и стилистикам: то в нудную остросоциальную драму занесёт (со всеми вышеперечисленными проблематиками), то в бюджетный хоррор в потёмках закинет (сцена в музее), то в пародию на Индиану Джонса превратится. Трансформер, не иначе. А постановка батальных сцен смотрится на удивление бедно: почти все взаимодействия представляют из себя вариации на тему перестрелок из бластеров. Хореография боёв отсутствует как таковая (сразу же вспоминаем, как были поставлены рыцарско-самурайский лесной поединок из второй части или отсылающий к Матрице: Перезагрузке бой на шоссе из третьей).

Кардинально в не лучшую сторону изменилось и остальное поведение роботов. Трансформеры вне зависимости от фракции уже не пытаются в стелс и конспирацию, оставаясь незамеченными только сценарным чудом. Автоботам на сопутствующие людские жертвы откровенно наплевать — они непринуждённо подстраивают аварии полицейским, несовместимые со здоровьем и жизнью (уж не на волне ли БЛМ, или это тоже из-за недостаточного контакта с человечеством?).

-6

Отдельно стоит отметить сам дизайн трансформеров и сопутствующие факторы. В фильмах Бэя этот аспект предельно креативен, для отрасли компьютерной графики — это был и вовсе небывалый прорыв. Но и тут его регулярно критиковали. Мол, детализация излишняя, и всё действо может восприниматься как переливающаяся груда болтов и шестерёнок. В новом фильме дизайн был изменён на более простой. Деталей меньше, сами они больше, а образы вдохновлены соответствующими мультсериалами. Вариант на уровне концепта оправданный, реализация опять же ужасна — потеряна вся физика. Простейшее правило "сколько вещества вступило в трансформацию, столько должно и выйти" теперь не соблюдается (особенно в сцене с робо-костюмом). Объёмы меняются и во время превращений, и от сцены к сцене. Не говоря уже о том, что часть трансформаций остаётся где-то за кадром. Веса у моделек нет вообще. Следы, за редким исключением, они не оставляют (комичный момент с раздавленным автомобилем будет единственным, где весомость хоть как-то будет представлена).

-7

Сюжетных несостыковок и вовсе уйма, чего только стоит ничем неоправданный левел-ап Оптимуса Прайма, ещё несколько минут назад валявшегося в грязи против слишком сильного противника, или твист со стреляющей перчаткой, который и не должен был быть твистом. Подробного акцентирования всё это не заслуживает. А в целом можно сказать, что Восхождение Звероботов продукт весьма специфический. Он будто бы создан для ютуб-обзора. В нём есть всё, что любят горе-блогеры. Тут и про макгаффин можно завернуть, и про Тысячеликого героя, и про тонны отсылок. И про то, какой этот фильм хороший на фоне плохого Бэя, ибо социально-значимые темы поднимает, а персонажи вон какие раскрытые, и дизайн трансформеров различимый. И рекламу онлайн-площадки по заработку ввернуть можно после упоминания того, что у главных героев с работой очень не ладится. Красота. Эталонный такой суррогат кино из готовых блоков, только рассчитанный вовсе не на зрителя.

Другие статьи на тему: