Связь между состоянием иммунной системы и вероятностью развития злокачественной опухоли является тесной и неоспоримой.
При нарушении нормальной работы иммунной системы значительно возрастает риск развития онкологических заболеваний. При этом, причины нарушения иммунитета могут быть совершенно различными: иммунодефицит при ВИЧ, прием подавляющих иммунитет препаратов после трансплантации органов, аутоиммунные заболевания, а также снижение активности иммунитета в старческом возрасте.
Риск рака печени у пациентов, принимающих иммуноподавляющую терапию, повышается в 11 раз, рака почки в 4 раза, а саркомы Капоши - более чем в 60 (!) раз.
В старческом возрасте происходит естественное снижение активности иммунной системы, что является одной из причин повышения частоты онкозаболеваний у пожилых пациентов.
Повышение риска онкозаболеваний у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, такими как болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, псориаз, ревматоидный артрит и др., может быть связано с хроническим воспалением, либо с длительным лечением препаратами группы кортикостероидов, которые обладают иммуносупрессивным действием.
Человек — это сложнейший многоклеточный организм, состоящий из десятков триллионов клеток. Под воздействием различных канцерогенных факторов в клетках каждого из нас периодически происходят мутации, наделяющие мутировавшие клетки потенциалом к озлокачествлению. Иммунная система выявляет и уничтожает мутировавшие клетки, но в случае ослабления иммунитета вероятность выживания клеток с генетическими поломками возрастает.
Основная роль в противоопухолевом иммунитете принадлежит Т-лимфоцитам.
К сожалению, противоопухолевый иммунитет не оказывает существенного влияния на течение болезни в случае значительно распространения опухоли в организме пациента. Это связано с выработкой опухолевыми клетками механизмов защиты от иммунитета.
В 2018 году Нобелевская премия по медицине была присуждена американскому и японскому ученым Аллисону и Хондзё за открытие, механизма, который позволил создать лекарства совершенно нового класса - ингибиторы контрольных точек иммунитета (ингибиторы CTLA, PD-1, PD-L1). Молекулы данных препаратов связываются с опухолевыми клетками и как бы “подсвечивают” их для клеток иммунной системы. Таким образом происходит как бы настройка собственного иммунитета пациента на противоопухолевый ответ.
Сегодня ингибиторы PD-L1 применяются в лечении рака легкого, меланомы, опухолей головы и шеи, мочевого пузыря, желудка, печени, шейки и тела матки, толстого кишечника, почки, некоторых видов лимфом и др.
Иммунотерапия ингибиторами PD-L1 характеризуется хорошей переносимостью, побочные эффекты возникают относительно редко. Однако, к сожалению, данные препараты все же не являются панацеей, поскольку помогают они не всем пациентам и опухоль способна вырабатывать к ним устойчивость. Хотя, при лечении ингибиторами контрольных точек порой удается добиться невероятных результатов. У меня лечился молодой пациент с меланомой кожи и метастатическим поражением подмышечных лимфоузлов. Размер метастазов в подмышке был таким, что он не мог привести руку вплотную к туловищу, то есть узлы слились в единый конгломерат размером не менее 15 см. После первого же курса иммунотерапии комбинацией ипилимумаба с ниволумабом узлы уменьшились на сколько, что пациент приехал на второй курс уже с нормально приведенной к туловищу рукой. После 4 курсов проявления болезни полностью исчезли, а когда я его прооперировал, по результатам гистологического исследования опухолевые клетки вообще отсутствовали, то есть был достигнут полный патоморфологический ответ. И это всего после 4 курсов иммунотерапии.