Найти тему
Лето

Зубные истории.

Эпический пролог. 1

Для меня пациенты делятся на две категории. Первая – покажи мне, вторя – ой, нет, не хочу видеть.

Вытащил нерв из зуба, первый – ой, покажи мне, второму говорю - хотите покажу?

Нет, ни за что.

Зуб удалил. Первый – а можно посмотреть? - И ведь рассматривает в удовольствие, а потом – заверните, пожалуйста. Я - …!!! Да, пожалуйста! Второй – и не показывай, я боюсь!

Тайны человеческой психики ярко проявляются в кабинете стоматолога. Ну, просто потому, что этот кабинет «окунает» психику человека в экстремальную ситуацию по собственному его желанию. Или нежеланию. Или необходимости ради, и, уж точно, безвыходностью состояния. Чаще человек приходит с понятием – мне уже надо, а не заранее, когда – «я хочу» быть здоровым.

Это наследие «старого режима», когда ещё со времён школьных «зубников» под предлогом диспансеризации, «пофамильно вытаскивали» из класса жертву и начинали для него «весёлую» жизнь. Ему ещё ребёнком без анестезии сверлили зубы и «выдёргивали» нервы. Обезболивание зуба ребёнку новокаином дозволялось только тогда, когда надо было дёргать всё, что осталось от самого зуба. Что тоже невесело. Повествую нарочито непрофессиональным языком, чтобы термины соответствовали уровню профессиональности оказания такой помощи.

Эти одна-две тётки наводили ужас не на одно поколение советских людей. Теперь это зло выползло на просторы стоматологии страны. К беззащитным маленьким детям с хрупкой психикой и без родителей, относились так, как будто это куклы, которых надо починить. Система требовала жертв ради достижения статистических отчётов, выполнения плана, и, в конечном итоге стимулом для врачей было получение премий в виде награды за садизм. Формальное выполнение обязанностей одних и неформальное страдание других всегда вызывали страх и недоверие.

Конечно, государство в заботе о своих гражданах обязывает стоматологическую службу своей страны обеспечить этой же помощью и подрастающее поколение. Но, честное слово, лучше бы оно этого не делало. Получается, хотели, как «лучше», а получилось «как всегда». Остаётся только пожалеть этих уже выросших детей.

Приходит на приём к стоматологу такой вот человек, который прошёл бездушное горнило школьного «оказания помощи», с убеждением начала катастрофы и беспомощности. Казалось бы, уже давно никто не принуждает насильно и не лечит зубы без обезболивания надёжными препаратами, современными материалами, на современных установках и с ассистентом. Врачи с сочувствием и пониманием к пациенту рассказывают о том, что будут делать и как долго. Казалось бы, всё понятно и доступно. Но в пациенте сидит маленький, напуганный ребёнок, который ничего не слышит и ничего не хочет понимать – он просто хочет - «раз, и всё готово», и нет проблем.

Но ведь эти проблемы копятся годами. Так, «вдруг случился» кариес – пришёл, поставили пломбу. Потом «вдруг» зуб стал болеть – удалили нерв. Потом, лет эдак через 5, зуб стал рассыпаться и теперь надо ставить коронку, а потом выяснилось, что зуб с коронкой болит потому, что под корнем киста (гнойный мешок) и его надо удалять. А потом вдруг вместо зуба «дырка» между зубов. И что теперь делать? А делать теперь надо протезирование. И это когда правильное понимание человеком темы. Но чаще бывает человек «прячется» годами от зубных проблем, а потом раз и всё, зубов больше нет. И ставят ему вместо «мостов» большой съёмный протез, который ещё и падает.

Часто, поскольку проблема находится во рту, человек не видит её своими глазами и думает, что - «подумаешь, одного зуба нет, их же много!», и «приходит в сознание» когда ему уже нечем жевать. Это же не рана на ноге или на руке, которую видно каждый день и которую надо «срочно решать». Приходит такой бедолага с искренним непониманием - от чего у него так плохо во рту! Начинает стоматолог ему рассказывать по какой причине у него всё плохо, а у него «картина мира» переворачивается и, сидящий в нём маленький беззащитный ребёнок начинает кричать – нет, не хочу знать, мне будет больно, я не хочууу…!

А потом – «вставные челюсти», и жизнь «закончилась» - жизнь наслаждения едой. Верхний протез закроет всё нёбо, и в то время, как вкусовые сосочки у человека находятся в языке и пищу мы прижимаем к нёбу, чтобы почувствовать её вкус, то есть получить наслаждение ею, верхний протез перекроет доступ к нёбу, пища будет вкусная, но теперь – не очень. Это как человек с одним глазом – как будто и не слепой, но и «частично» зрячий. Кому не знакомо горькое выражение – Эх, кабы раньше! И это уже мысль взрослого и опытного по жизни человека, а не того, сидящего в нём и дрожащего от страха ребёнка из школы.

Хочется сказать – ну приди ты на приём к врачу, расспроси его о своих проблемах, ещё сходи ко второму, третьему, «переночуй» с этой проблемой дома, обдумай, посоветуйся с близкими, в конце концов «привыкни» к ней. Ты же взрослый человек, решал по жизни и не такие сложные проблемы. Я уверен, что вы сможете решить и эту.

Да, конечно, встаёт вопрос оплаты, ведь работа стоматолога стоит недешево. Да и деньги не бумага. Но, по сравнению с потерей удовольствия от еды, деньги становятся этой бумагой.

Существует понятие пищевой инстинкт, и он является базовым. Мы едим пищу с самого рождения. А поскольку мы не животные, нам нужна еда вкусная и которую можно жевать, не раздумывая над тем, попадёт ли зуб на зуб или это уже в прошлом. Можно сколько угодно смеяться над этим описанием проблемы людей без зубов, но до тех пор, пока смеющийся потеряет зуб. А потом он перейдёт в группу «отсмеявшихся», и станет очень задумчивым!

Описывая страдания с полными съёмными протезами, это попытка рассказать о будущем человека, у которого уже нет зубов. Речь идёт об ощущениях жизни тех людей, у которых присутствие зубов во рту пришло к терминальному (конечное) состоянию. Оно так же трактуется и как их отсутствие.

Портрет нашего пациента был бы неполным, если не упомянуть тех, кто вдруг сообщает о родственнике или знакомом, дожившем до 80-90 лет, который имел все зубы, с ними и был похоронен. Да, действительно бывает природный, чуть не написал феномен, запас прочности зубов, который никто не пытается изучить. Толи этот запас прочности генетически обусловлен, толи человек прожил жизнь без стрессов, ну такая нервная система. Возможно какой-то особый пищевой режим, но как я уже упомянул, такие люди, как правило, не ходят к стоматологу вобще. Поэтому «отловить» этих людей в больших количествах, чтобы всесторонне изучить этих «везунчиков», не представляется возможным.

Тут ещё и человеческий фактор моих коллег по профессии, если нет жалоб и им не нужны пломбы, пускай идёт себе на все четыре стороны. Им интересен человек с больными зубами, который представляет всесторонний интерес, сами понимаете почему. По большому счёту, такие зубы, это тоже аномалия, но со знаком «плюс».

Могу сказать, что родственники таких людей не наследуют эту «аномалию хороших зубов», что тоже имеет интерес почему так происходит. В моей практике такие зубы я встречал не больше, чем пальцев на одной руке. Это исключение не может исчисляться статистическим процентом, а считается скорее погрешностью в нашей стране. К сожалению, учёные от стоматологии изучают патологические состояния зубочелюстной системы, а здоровье изучать не обязательно.

Ещё одна вещь, которую пациенты неизменно добавляют к отсутствию пломб у его знакомого, - это то, что они никогда не чистили зубы. На этом можно было бы не заострять внимание, но здесь я со своим пациентом согласиться не могу. Явный предлог не обременять себя любимого нудным занятием - чисткой зубов.

Обычно доказывать обратное сильно не приходится. Заглянув в рот, где одни «пеньки» и густой-густой слой, нет, не шоколада, а мягкого налёта с кучей микробов, из которого они торчат, я предлагаю посмотреть в ручное зеркало ему на его же зубы. В этот момент я начинаю злиться и пациент тоже. Мы друг друга перестаём понимать. Он занимает позицию – знакомый не чистил, и я не буду, я с позиции – у знакомого были зубы, а у вас сгнившие «пеньки», которые надо было чистить. Странно, но вместо понимания, обиженный и оскорблённый вид, как будто это я только что накликал беду - махнул рукой и создал проблемы.

Молодые врачи, как их учили в универе, стараются быть хорошими врачами и ведут, поначалу, просветительскую работу с каждым человеком. Но с годами пыл убывает. Когда к следующему посещению на зубах пациента такой же отвратительный налёт, как и в прошлый, просвещать больше не хочется. Рутина убивает инициативу и «весь мир не переделаешь», это и аргумент, и утешение врача своей профессиональной совести. При этом человек утверждает с возмущением, что он «чистил, чистил!», и опять оскорблённый вид на замечание. Не надо забывать ещё и зловонный запах изо рта. На фоне налёта и камней начинают гнить дёсна. Этим амбре приходится дышать врачу всю профессиональную жизнь, набираясь «чужих» микробов изо рта такого больного (нет, конечно не у всех пациентов такое), и без всякой перспективы договориться с ним.

Со временем пыл пропадает, молодой врач смиряется с тем, что человек из собственных амбиций всё равно «сгноит» свои же зубы, молчит и берёт деньги. И мы все молчим! А то ведь человек уйдёт к другому доктору, который молчит. И отнесёт туда свои деньги. В процессе лечения, отмоет стоматолог один-два зуба от всех наростов, как-то умудрится поставить пломбу, а потом вздохнёт и брезгливо пожалуется коллегам о том, какое «чудо» к нему приходило.

Уважаемые наши пациенты, давайте дружить, давайте не будем ссориться, давайте искать компромисс и не будем обижать друг друга пренебрежением. Ведь нечищеные вами зубы, это оскорбление врача, а также, выражение презрения к нему как человеку. Нас учили заботиться о Вашем здоровье, на оказание помощи страждущему, годами «натаскивали» на лечение болезни.

Никто из нас не хочет намеренно нанести вред обратившемуся за помощью больному. И, если это вдруг происходит, Вы не представляете, как мы мучаемся, занимаемся самоедством. Как неприятно слышать укоры от коллег, как мы каждый раз «перематываем» у себя в голове это видео назад и пытаемся понять где допустили ошибку или что-то упустили. Нас долго учат, потом мы долго учимся на практике сами (лет 10), а потом приходит человек, садится в кресло и говорит – ну, ты тут мне зубы почисть, а то, я долго их не чистил. Вот и получается, что ему самому недосуг чистить свои же зубы. Для этого есть зубной специалист, который учился лечить людей лет пятнадцать, вот он и будет «мне обязан» чистить мои зубы.

Обычно я предлагаю компромисс: я буду приезжать в 7 часов утра и в 10 часов вечера, чтобы чистить Вам зубы каждый день. Но это будет Вам стоить 10 000 рублей утром и столько же вечером. Я брошу свою работу и приём пациентов только чтобы у Вас всегда были чистые зубы. Если вас это устроит, то мы можем прямо сейчас поехать к вам домой и начать процедуру. Всё, обстановка разряжается, человек понимает абсурдность моего предложения и начинает улыбаться, представляя, как я ему, взрослому и уважаемому…, дома чищу его зубы. Как будто бы и не обидел человека, а в памяти застревает, и к следующему разу сам просит оценить его усилия по освобождению от гнилого налёта. Ну вот, думаю, ещё одному помог. Так и работаем всю жизнь, ищем аргументы и предлоги пациенту для совместной борьбы против его недуга.

О том, сколько времени и как правильно чистить зубы, и как часто, и какими пастами, в следующих статьях.