90 лет назад, 14 июля 1933 года (встречается также дата и 16 июля), из Ленинграда вышел пароход «Челюскин», направлявшийся в обход Скандинавского полуострова в Мурманск. Следующей целью судна был уже Владивосток — «Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти весь Северный морской путь.
В роли догоняющих
К тому моменту накал страстей вокруг Арктики и Северного морского пути находился на очередном пике. И, как ни странно это может звучать, СССР всё ещё пребывал в статусе догоняющего. Приоритет в освоении Арктики, добытый в XVII-XVIII столетиях и оплаченный гибелью многих первопроходцев, во второй половине XIX в. превратился почти в ничто. Шведы, норвежцы, канадцы и американцы рвались застолбить за собой право пользоваться Северным морским путём. И это у них получалось.
Однако всё пошло не так, как хотелось бы мировому сообществу. Эвакуация с дрейфующей льдины тоже была проведена безупречно. 104 человека, среди которых было 10 женщин и 2 совсем маленьких ребёнка, всё же оказались на берегу. Да, были трудности. Были аварийные вылеты. Были поломки. Но всё-таки беспримерная операция прошла в целом вполне удачно. Во всяком случае, без жертв.
И уже в том же самом 1934 году, с учётом опыта «Челюскина», из Владивостока в Мурманск за одну навигацию прошёл ледорез «Фёдор Литке». СССР как-то разом, в течение буквально нескольких лет превратился из догоняющего в лидера. Арктическая гонка уверенно выигрывалась — после 1934 года Севморпуть начал свою работу в штатном режиме.