Статью об альбоме Paris-France-Transit от 17 апреля 2022 года вы можете прочитать по ссылке
Ну что вот и наступило 14 июля. Конечно, для Французов это в первую очередь день взятия Бастилии. Ну и конечно же день рождения Дидье Маруани. Да-да, сегодня ему исполняется ...70 лет. От имени всей группы поздравляем маэстро с юбилеем и желаем ему новых творческих побед. Ну а сегодня у нас на повестке 1982-1984 годы.
У Маруани как мы уже ранее говорили, это вылилось в проект Paris-France-Transit, а его аранжировщик Романелли записывает сольник Connecting Flight, и в это же самое время вовсю шли переговоры о возможности проведения концертов в СССР…. ну да ладно, не будем забегать вперёд, ну и поговорим для начала о вышеуказанных пластинках. - Скажем прямо, не смотря на то, что их издавали и в континентальной Европе, и даже в Северной Америке (напомним, что Connecting Flight был издан и в США, а P-F-T в Канаде), особой популярности в Западной Европе они не имели, зато приобрели негласный статус культового альбома(наряду с альбомами Space) на просторах бывшего СССР, особенно в нашей стране был популярен «Souvenir from Rio», вышедший к слову сказать в одном из номеров «Кругозора». Ну а если разобрать альбом «по косточкам», то скажем прямо: мелодичность Маруани здесь конечно присутствует, но вместе с тем есть и спецэффекты, процент которых немного возрос, ну и конечно же синтезаторный саунд «разбавлен» гитарами Патриса Тисона и Яна Лозета(1947-2019), басом Бернара Паганотти (р.1950) – ещё один легендарный сессионник наряду с Патрисом Тисоном, да и космическая тематика несколько отошла на задний план. От автора. Вообще, альбом записывался в то время, когда уходила эпоха Space Disco, а на её место пришли такие стили, как Новая волна, синти-поп и…спэйс-синт, но Маруани наверняка сразу понял – не его это, и решил записал этакий электро-роковый альбом. Разбор композиций альбома оставим на откуп моему соавтору.
Paris, France. “Париж, Франция”...ох, сколько я охотилась на эту чудо-композицию, которую ох как часто гоняют на Ретро ФМ...и буквально недавно узнала, что это великолепие-дело рук нашего Дидье...дааа, неожиданно для некоторых, но композиция-просто кайф...
A Crime In Your Town. “Преступление в твоём городе”-про это поёт Ян Лозет. Вполне можно по этой песне снять кино, тем более, сюжет там как раз в самый раз-в некотором городе совершено какое-то серьёзное преступление, и толпа жаждет мести, и под её горячую руку попадает абсолютно невиновный человек, который просто приехал в город без всякого злого умысла, и он еле уносит ноги...по-моему, как я поняла, как-то так...
Voices Of Jupiter. “Голоса Юпитера”...а что, если Дидье кажется, что истые голоса Юпитера должны звучать именно так-бодро и марширующе(на клавишах синтезатора, естесссна)-почему бы и нет??? Дидье ж у нас творец, ему видней...
Paintings. “Картины”...так и представляется под эту мелодию картинная галерея...с полотнами на космическую тематику, естесссна, а то как же ещё может быть у нашего Космического Маэстро????? Только космос, только хардкор...Кстати, этот трек написал Дени Коттар.
Souvenir From Rio. “Сувенир из Рио”...ну, или, возможно, “Воспоминание из Рио”(шлём огромный привет дедуле Жарру с его Китайским сувениром-воспоминанием...)(вот такая вот история, дети-слово “сувенир” происходит от французского глагола “(se) souvenir”-“вспоминать”, а что, по сути, есть такое сувенир? Это какая-нибудь вещь, которая предназначена для того, чтобы вспоминать посещение какого-нибудь интересного места...) Ох, и её тоже частенько крутят по Ретро ФМ... Судя по мотиву мелодии и слышимости женских голосов, поездка в Рио у кого-то(имею в виду воображаемого лирического героя, хотя...кто знает...) была вполне себе памятной...
Ego. “Эго”-всё просто и понятно, как дважды два. Судя по мотиву, у кого-то эго ну очень весёлое...правда, кто там посередь трека болтал на французском-я так и не въехала...
Child. “Дитя”-так переводится название этой песни в исполнении Яна Лозета. В чём её смысл-некие товарищи, которые нам совсем не товарищи, хотят завладеть умами детей, дабы творить свои мутные дела, а дети им хором в ответ-мол, фигушки, мы не хотим! Конечно же, ибо дети-это наше будущее, а кому нужно непонятно какое будущее? Всем нужно светлое будущее, а значит, детей надо воспитывать в добре, любви и разумных пределах разумного...
Beyond Your Mind. “За пределами твоего разума”...интересно, что же это такое имеет в виду наш Дидье, а? Но уж мелодия-то и в самом деле невообразимо красивая, зуб даю...впрочем, у Дидье вся музыка красивая, никуда от этого факта и не денешься...в конце трека мы слышим пение хора детей из песни Child... (ред.)
От автора. Я бы перевёл оное, как «за твоей головой», памятуя о том, что нас ждёт впереди. И нужно смотреть только вперёд. Вот так, со вполне приличным материалом на руках они «пробивают» железный занавес. 3 года переговоров дали наконец результат. Впрочем, не всё было гладко на этом пути. Маруани загорелся желанием провести концерт на Красной площади, но идею тут же завернули. Вот, что говорил сам Маруани: - «Господин Маруани, Вы сможете выступить с концертами на самых больших стадионах страны, в Москве, Ленинграде, Киеве, но вы даже можете и не думать о том, чтобы дать концерт на Красной площади. Вы хоть знаете, кто находится на Красной площади?»
Да уж, дела. Сейчас это можно воспринять со смехом, но тогда…
И вот наступило лето 1983 года. Основные детали проведения концерта были вроде как согласованы, команда набрана, начались репетиции, и вот концерт в «Олимпийском». Можно сказать, публика очарована неземной музыкой Маруани и его «гвардейцами». К таковым в первую очередь можно отнести Доминика Перрье (р.1950) и Роже Риззителя(1951-2010) . Если кто не знает, это был дуэт Space Art, просуществоваший до 1981 года, затем они съездили в Китай с Жан-Мишелем Жарром, и вот теперь приехали в СССР в составе «Париж-Франция-Транзит»(Перрье правда позже вернётся к Жарру). Лейтмотивом программы стал, конечно же, альбом Paris-France-Transit, исполненный практически полностью. А ещё были вещи из трёх первых альбомов Space плюс Music From The Stars – интро, написанная специально для концерта в СССР, и The very last song, не звучавшая на концерте, но попавшая на итоговую пластинку Concerts En URSS. А вот, как выглядела итоговая программа концерта:
Music From The Stars. Вот вам и музыка со звёзд, дети. Впрочем, что такое для Дидье звёзды, если у него есть целая СОБСТВЕННАЯ планета имени его самого??? Единственная помеха-это голос переводчика, хочется ж услышать голос самого Дидье...
Paris-France. Paris-France-Transit, естесссна... Концертная версия ничуть не хуже альбомной, скажу я вам...Впрочем, а чего же ждать ещё от нашего дорогого Дидье? Как говорится- фирма веников не вяжет...
Running In The City. Уж побежали так побежали...по городам и весям бывшего Советского Союза... Даже тут Дидье и его музыка для меня не что-то далёкое и чужое, а своё, тёплое, родное, любимое... А вот эта версия этой мелодии-ну просто улёт души в страну внеземного кайфа...
Child. Звучит не менее интересней, чем альбомная версия. А вы что думали, в Советском Союзе не было конфликта поколений? Да всё там было...и если те из вас, кто родился и вырос в СССР и видел только хорошие стороны жизни там-или вам повезло, или вы тогда были слишком юны, чтобы понимать многое...
Magic Fly. Да чтобы какой-нибудь концерт Дидье-и без “Волшебного полёта”?! Да вы что, дети!!! Так и тут...правда, вступление получилось таким, что попробуй сразу угадай, что это “Волшебный полёт” и есть...
Souvenir From Rio. По звучанию исполнения “Сувенира из Рио” можно подумать, что Дидье только притворяется монегаском, а на самом деле родился в Советском Союзе, хи-хи...да шучу я, шучу...а если серьёзно-то здесь композиция звучит не менее космически, чем в оригинале...
Ballad For Space Lovers. “Баллада...”-она, между прочим, и в Африке “Баллада...”, а в Советском Союзе-тем более...Самое время танцевать двухминутный медляк...кому-то покажется этого мало, а кто-то успевает за две минуты сделать то, что некоторые не успевают и за половину жизни...
Prison. Интересно, как это Дидье и Ко протащили эту песню в программу концерта? Или им это как-то одобрили, или они тайком это сделали... Впрочем, нашему народу главное-чтобы мелодия была запоминающейся, а на слова им плевать, и пофиг, на каком языке поётся песня, хоть на китайском, хе-хе...
Paintings. Ещё один потенциальный медляк-медлячок, это у нас ох как любят...Впрочем, не только у нас...Так что что Дидье, что Дени Коттар, который эту композицию и написал, попали в точку... А в конце кукует кукушка...это явно с намёком на наши среднерусские леса, где кукушек-хоть пруд пруди, и все в свой сезон “ку-ку, ку-ку”.
Symphony. А уж куда любой концерт Дидье-и без “Symphony”!!! Дааа, ребята, что 40 лет назад, что сейчас-голос у Дидье как чистый горный родник...Тааак, а получается, в 83-м Дидье было...30 лет!!! Почти как я... Да уж, не каждому в 30 лет дано создать музыку, завоевавшую весь мир... A
Crime In Your Town. Дааа, эта песня тут-самое оно, а уж вой полицейской сирены в начале песни-тем более к месту, ибо на концертах Дидье и Ко было довольно много милиции, которая следила, дабы ни зрители, ни артисты не “косячили” (говорю ещё раз-в советские времена нравы были чуть иначе, чем сейчас, и там было особо не забаловать).
Let Me Know The Wonder. И вновь, вновь мы слышим сие клавишно-синтезаторное чудо... Уж чего-чего, а чуда хотят везде- и у нас, и во Франции... А уж наш Дидье-истинное чудо, уж кто будет спорить... Теоретически, можно было бы сравнить его с Жарром, но скажу вам по-честному, что сравнивать Жарра и Маруани-то же самое, что и решать, что в организме важней- сердце или мозги. Ибо хотя у обоих репертуар немного разный, но они оба-братья по электронному цеху, и у обоих музыка прочно вошла в нашу жизнь.
Just Blue. Без “Just Blue”, без той самой “Синевы” тоже ни один концерт Дидье не обойдётся...Ну и что, что здесь аранжировка малость отличается от альбомной? Дидье же тоже явно любит хоть изредка поэкспериментировать...не одному же Жарру с нотами и звуками “хулиганить”...
Voices Of Jupiter. Голоса с далёкого-далёкого Юпитера добрались и до огромной страны под названием СССР. И жителям дружной и многонациональной страны очень даже зашли. Что-то подозреваю, что Дидье в прошлой жизни имел какое-то прямое отношение к нашей стране...кто знает, кто знает???
Beyond Your Mind. Хммм, а что же “за пределами разума” для нашего народа? Ну уж точно не космическое пространство- на полётах в космос мы собаку съели, да не одну...мы и спутники первыми запустили, мы и Гагарина в космос отправили...да и мы-те, кто додумался снимать кино про космос...в самом настоящем космосе, без всякой компьютерной графики, а именно отправив съёмочную группу наряду с профессиональными космонавтами... Да и музыка нашего Космического Дидье тоже для нас не “за пределами разума”-его любят и в России, и на территориях бывшего СССР, а уж репертуар нашей, советской группы Зодиак(вообще-то они латыши, но в 80-х Латвия была ещё советской) с космической составляющей потому, что на их лидера, Яниса Лусенса, очень здорово повлияли его заграничные коллеги по электронному цеху, и Дидье со Space в их числе. Впрочем, у меня по этому поводу есть мысль-может быть, это намёк на то, что красоту этой мелодии, как и всего творчества Дидье и Space в целом, может быть, надо воспринимать не разумом, а тандемом души и сердца?
Deliverance. Тут у нас концертная версия отличается от альбомной тем, что в альбомной основной текст поётся женским вокалом, а “Deli-live-live-verance”-мужским хором голосов. А в этой версии-чисто мужской вокал. Видимо, подходящего женского вокала не нашли вовремя, и решили отдуваться чисто мужскими силами. Что ж, отлично спели, отлично...
Rock`n`Roll In Moscow. Дааа, уж только рок-н-ролла в нашей тогда ещё советской златоглавой и не хватало... Хотя на официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, цензурировался и нередко был объектом антизападной пропаганды, и вследствие этого в своём традиционном понимании его стали официально играть и записывать в СССР лишь с 1980-х годов, и то со страшным скрипом...но кого это останавливало? А уж тем более Дидье и Ко всё-таки сумели протащить в концертную подборку рок-н-ролльных стандартов. Собственно, после этого КГБ стало указывать на более тщательную подготовку концертов западных звёзд. В общем, было бы это годах эдак в 60-х или 70-х, Дидье бы получил по полной программе и к нам бы потом попросту не смог бы приехать, но то был 1983-й, а там и не за горами гласность, перестройка, трам-пам-пам, распад СССР, а Дидье в следующий раз к нам приехал уже в 1992-м, после всего этого безобразия.
The Very Last Song. “Самая последняя песня”...разумеется, по счёту в концерте. По смыслу-“самая последняя песня, которую я посвящаю тебе”-как я поняла, намёк на какую-то лирическую героиню, которой лирический герой посвящает в силу каких-то причин(а уж каких-подумайте сами, каждый это может понять по-своему) свою самую последнюю песню. Притом мелодия этой песни в начале звучит так, что даёт ложное ощущение, что это похоже на Жарровскую Oxygen 13... Впрочем, дети, Жарр-не Киркоров, без спросу у коллег мелодии не тырит, а старается сочинить своё, а если у них и где-то схожи мотивы- нот на свете всего семь, набор синтезаторов у них почти схож, так что никаких вопросов. Что и говорить – Москва, Ленинград и Киев сдались без боя. Можно сказать, с этого момента и началась любовь Дидье Маруани к нашей стране. В тоже самое время уже «Мелодия» выпускает альбом Magic Fly 1977 года с отличной от оригинала обложкой и трек-листом. И даже это не остановило наших меломанов. Пластинки группы буквально разбирались сотнями тысяч.
Да, можно сказать, гастроли прошли с успехом, но после проведения КГБ заводит на музыканта «дело», суть его такова: - В архивах ЦК КПСС были обнаружены документы, на основании которых был отмечен ряд негативных моментов гастролей Дидье Маруани. Это касалось прежде всего репертуара, который согласовывался не много ни мало с КГБ и Министерством культуры СССР. В частности, в обход утверждённой программы Маруани включил в концерт подборку рок-н-ролльных стандартов. Также это касалось поведения зрителей и милиции, которая то и дело мешала зрителям восторгаться любимой группой. Во время исполнения номера Child должен был быть продемонстрирован фильм, показывающий «конфликт поколений», но в конечном счёте он показан не был, но в видеовариант был включён. Итогом этого «дела» стало указание КГБ на более тщательную подготовку концертов западных звёзд. И снова можно только посмеяться от души. А в сентябре 1983, вновь в «Кругозоре» вышли два трека из альбома 1982 года – Souvenir From Rio и Ego. Причём обе за авторством Маруани, что в общем-то ошибка. Трек Ego написал Дени Коттар. А тем временем Маруани закрыл проект Paris-France-Transit, и в 1984 году записывает ещё одну сольную работу в жанре «шансон» Anees Laser. Если посмотреть на музыкантов, записывавших с ним альбом, то мы не найдём ни одного знакомого имени, ну разве что текстовик Кристиан Эклимон, остальные как говорится локально известны. Да, альбом прошёл мимо широкого слушателя, в 1985 году Глория Гейнор записывает кавер на песню My love is music, а в 1986-1987 годах начинается работа над наверное первым концептуальным альбомом в карьере Маруани – Space Opera.