Найти тему
Рисую в 50

Как в сказке. На картинах уральского художника старики обрели земной рай

Героями картин уральского художника Леонида Баранова являются пожилые люди. Но они не вызывают жалости, как можно было бы предположить, зная наши российские реалии. Напротив, их жизнь не горька и одинока, как у многих ровесников в реальном мире, а наполнена светом и мудростью. Они не только радуются каждому новому дню и возможности встретить его с близким человеком, но и шалят, трогательно ухаживают друг за другом, устраивают праздники, занимаются хозяйством, встречают гостей. Кажется, что деревенька Счастье, где они живут, является убежищем для всех, кто устал от несправедливости и проблем. В этом изолированном от остального мира идиллическом уголке царят спокойствие и радость. А в одной из потемневших от времени и покосившихся избушек словно поселилась загадочная русская Душа – сострадательная, добрая, наивная и бесхитростная. Может быть, именно поэтому при взгляде на работы Баранова становится так тепло и хорошо на сердце.

"Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить".
"Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить".

Говоря о картинах этого художника, невольно вспоминаешь расхожее выражение о том, что каждый из нас родом из детства. Именно годы столкновения душевной невинности ребёнка с реальностью оказываются определяющими и накладывают на всю дальнейшую жизнь свой отпечаток. А уж счастливым и радостным будет этот след или злым и травмирующим, заранее не предскажешь, тут уж кому как повезёт.

Деревенский футбол
Деревенский футбол

Леонид Баранов детство и отрочество провёл в маленькой деревне Бобылёво в Курганской области у своей замечательной бабушки Марии Егоровны, которая осталась в памяти внука невероятно доброй и любящей женщиной. Как всякая деревенская хозяйка, она часто вставала засветло, чтобы к тому моменту, когда проснутся домашние, на столе уже были парное молоко, свежеиспечённые блины с мёдом, пышные ватрушки или мягчайшие картофельные булочки-шаньги. Именно это ощущение беззаботности, тёплый свет домашнего очага и безмятежность босоногого детства позже придали такое очарование живописи Леонида Баранова.

"Семочки". Деревенская утеха и русская нирвана.
"Семочки". Деревенская утеха и русская нирвана.

Леонид Баранов окончил старейшее на Урале художественное училище имени Ивана Шадра. После выпуска некоторое время работал преподавателем в городской школе искусств, пытался реализовать себя на Свердловский киностудии. Но в 1987 году, в самый разгар горбачёвской перестройки, решил уйти на вольные хлеба и стать свободным художником.

Прыгнуть с крыши, держа в руках зонтик... Как в детстве в сугроб с высоты.
Прыгнуть с крыши, держа в руках зонтик... Как в детстве в сугроб с высоты.

Чтобы обеспечить себе заработок, по полгода проводил на черноморских курортах, где занимался тем, что на набережных Ялты, Анапы и Геленджика рисовал праздных отдыхающих. За портреты и шаржи, на которых Леонид быстро набил руку, ему очень хорошо платили: в день он мог заработать и 100 рублей, что равнялось месячной зарплате учителя. Доход позволял без проблем дожить до нового сезона. Вот только искусством такой конвейер, разумеется, назвать было никак нельзя. А творческого человека перспектива навечно остаться ремесленником, который не способен сказать своего слова в живописи, обрадовать не могла.

Жили были дед и баба...
Жили были дед и баба...

В 1997 году, когда многие художники в резко обнищавшей стране остались без средств к существованию, 42-летний Баранов написал картину «Бабушка с тюрей», на которой пожилая женщина в платке, сидящая на фоне поля, ела простейшее крестьянское кушанье: кусочки хлеба, размоченные в молоке.

Неожиданно эта работа ушла, что называется, влёт: её приобрёл американский коллекционер, которому пришлась по душе самобытная живопись. Леонид Баранов создал ещё одну картину в аналогичной манере и понял, что наконец-то нащупал ту самую тему, которая действительно была очень ему близка и одновременно находила отклик у окружающих.

"Помидорки зреют"
"Помидорки зреют"

Ему даже не пришлось ничего специально выдумывать: в основу его работ легли подсмотренные когда-то давно моменты неспешной и размеренной сельской жизни. А бабушка Маруся, которой он был обязан своим счастливым детством, стала его музой.

Старики полетели куда-то...
Старики полетели куда-то...
Не стоит без работящего мужика и праведника ни деревня, ни город, ни государство.
Не стоит без работящего мужика и праведника ни деревня, ни город, ни государство.

«Жили были старик со старухой», - именно с этих слов начинаются многие русские народные сказки. Своими главными героями, кочующими из картины в картину, Леонид Баранов сделал пару седовласых стариков, которые прожили вместе всю жизнь и сроднились настолько, что даже внешне стали похожими. Как будто и душа у них одна на двоих. Так переплетаются корнями два близко посаженных дерева: если уничтожить одно, то и другое, скорее всего, засохнет следом.

"В стогу"
"В стогу"
-10
«Неизбежная, увы, для каждого тема старения обычно болезненна и страшит, - говорит арт-директор галереи «ПоЛе» Вера Лебедева. - Герои же картин Лёни Баранова всем нам пример - По их лицам видно, что они достойно прожили свои годы, сохранив при этом живой интерес к жизни, её новостям и радостям и, главное, друг к другу. И нам не страшно. Наоборот, любопытно, что там дальше-то будет? Работы из этой серии на моих глазах неоднократно покупались как подарок на свадьбу молодым парам. Потому они - утверждение и наглядное доказательство того, что это возможно: прожить вместе долго и счастливо, как в сказке, и вместе перейти в новое качество, в полное принятие и понимание друг друга. Живописная манера Леонида Баранова, классическая и при этом лёгкая, без догматизма, полна любовно прописанных деталей, передаёт нам, зрителям, уверенность автора в ценности простых бытовых вещей и ситуаций. И ещё очень полезно напоминать себе, что каждый получает в старости то лицо, которое заслуживает. Так будем же прекрасны, как «барановские» старички и старушки!»
"У тебя зима, у меня лето"
"У тебя зима, у меня лето"

Персонажи Леонида Баранова очень узнаваемы. Увидев единожды, их больше не спутаешь ни с какими другими. Они одновременно похожи на всех стариков и старушек сразу и в то же время только на самих себя. У них нет реальных прототипов, это собирательные образы. А вот деревня Счастье, куда художник поселил стариков, это отражение деревни Бобылёво. Того места, где он провёл самые безмятежные детские годы.

"А "буратин" я и в детстве ещё недолюбливал"
"А "буратин" я и в детстве ещё недолюбливал"

Безусловно, он идеализировал действительность, но именно это придало его полотнам особый шарм и неповторимость. Искусствоведы определили стиль его работ несколько парадоксально: «уральский сказочный реализм». Да, на его картинах изображена российская глубинка. Но в то же время «Лёнькина деревня», как однажды Баранов окрестил цикл своих работ, в какой-то мере является тем утерянным раем, по которому невольно тоскует каждый человек. Это мир, где совсем нет злобы и зависти, где люди относятся друг к другу с пониманием, уважением и теплотой, где поддержка и коллективизм – не пустые слова, а супруги в любви и верности доживают до глубоких седин и сохраняют в глазах озорной юношеский огонёк.

Совсем как молодости... Только морщин прибавилось.
Совсем как молодости... Только морщин прибавилось.
"Царь". Вместо короны у деда на голове подстаканник.
"Царь". Вместо короны у деда на голове подстаканник.
В том, что картины художника так популярны, владелец самой большой частной картинной галереи Екатеринбурга «Арт Палас», гендиректор аукционного дома Виктор Суворов не видит ничего удивительного: «Во-первых, каждому хочется иметь кусочек счастья, хотя бы нарисованный на холсте: старики Баранова хоть и бедные, но счастливые. А во-вторых, он пишет детство тех парней, которые сейчас стали серьёзными бизнесменами. Поскреби такого - и выглянет деревня, где он жил маленьким: и баню он до сих пор обожает, и картинки Баранова покупает». С ним солидарен куратор музея наивного искусства Екатеринбурга Андрей Бобрихин: «Леонид Баранов организовал мир и спокойствие в своей душе и на холсте, методично обустраивает одну и ту же свою «полянку», высаживая разные цветочки и кустики. Он купается в своей сказке».
А летом на веранде хорошо и в картишки перекинуться. Интересно, кто из стариков пытается мухлевать?
А летом на веранде хорошо и в картишки перекинуться. Интересно, кто из стариков пытается мухлевать?

Несмотря на успех и узнаваемость своих картин, Леонид Баранов состояния не нажил, в медиа-пространстве не раскрутился, в Москву за сладкой жизнью не переехал. Он живёт в Екатеринбурге, который перестал быть Свердловском сразу после распада Советского Союза. Знающие художника люди разводят руками: эх, к его бы таланту добавить предпринимательскую жилку! Но сам Леонид Баранов относится к этому философски, считая, что в жизни стремление преуспеть отнюдь не самое главное.

"Летим!"
"Летим!"
«Я живу так, как хочу, - говорит он. - У меня есть время и деньги на друзей. У меня есть свобода. А это дорогого стоит. Слава Богу, что пока я сохраняю лёгкость стиля. Не хочу сидеть в своём логове и «махроветь». Если не жил богато и никогда не был шибко продуманным, значит так оно и должно быть!»
Леонид Баранов. Автопортрет.
Леонид Баранов. Автопортрет.

Изменять своим харизматичным деревенским старикам и выбирать новую тему для творчества он не собирается, хотя и признаётся друзьям, что иногда устаёт «хитовать», то есть делать повторы понравившихся заказчикам работ. Это подчас мешает обдумывать новые сюжеты. Но его картины востребованы, поскольку напоминают зрителям о мире, каким он мог бы стать, если бы все без исключения люди были чуточку мудрее и относились бы друг к другу с пониманием и прощением.

Дивный добрый мир...
Дивный добрый мир...

#художник #живопись #старики #ЛеонидБаранов #добро #Россия #душа #искусство #творчество #народ #русскаядеревня