//Во всём мне хочется дойти до самой сути, в работе, поисках пути, сердечной смуте (Борис Пастернак)//
Ольга Михайловна Фрейденберг (1890 – 1955) – выдающийся ученый, человек трагической судьбы. Философия культуры, античная литература, поэтика сюжета и жанра - это её тема.
Её жизнь была воистину великой, это просто духовный подвиг. Тяжелая болезнь с юности, блокада Ленинграда, которую она пережила с больной матерью буквально на руках (у матери случился инсульт, с частичной потерей речи и рассудка), преследования, шельмование и травля со стороны лжецов от науки. Арест брата, сгинувшего в лагерях (1938).
О ней хочется говорить, вспоминать её тепло, с любовью. Культура для неё была частью природы и мироздания. Она считала материю насквозь духовной, а дух выраженным в материи. Противопоставление материального и идеального, духа и материи, по ее разумению были надуманными и ложными.
В 1950 г. ее выгнали из университета. А перед этим она защитила диссертацию по литературоведению. Первая она была, кто это сделал. И осталась она совсем одна. Ее труды не публиковались. «Я пережила все, что мне дала эпоха: нравственные пытки, истощение заживо…Дух угас…Он не вынес самого ужасного, что есть на земле — человеческого унижения и ничтожества».
Вот так…
Её отец М. Ф. Фрейденберг – журналист, фельетонист, воздухоплаватель, изобретатель (разработки для наборной буквоотливочной машины, автоматического телефона, кинетоскопа).
Борис Пастернак - её двоюродный брат. Они были очень близки с самой ранней юности, ну очень. А когда люди достигают такой духовной близости, полной, чрезмерной, это может плохо кончиться. Наверное, каждый должен сохранять какую-то автономность. Но ведь, бывает, так хочется, полностью слиться с человеком, которого считаешь своим, вторым Я, которому полностью доверяешь. Их переписка издана. Это нечто. Здесь всё, вся их жизнь: юношеская влюбленность, родственная преданность, необыкновенная духовная близость, безграничное понимание друг друга, большая человеческая любовь. Литература, поэзия, размышления о творчестве, автобиографическая информация, общественная и культурная жизнь огромного временного периода (с 1910 г и до 50-х гг.), житейские и бытовые заботы – всё, всё в этих письмах. Конечно, она писала ему о большой своей работе - о древнегреческих метафорах. Говоря о греческой поэтической метафоре, которая черпает свое переносное значение из собственного конкретного значения, она для противопоставления взяла стихотворение Пастернака «Художник»:
Что ему почет и слава, место в мире и молва
В миг, когда дыханьем сплава в слово сплочены слова?
Он на это мебель стопит, дружбу, разум, совесть, быт.
На столе стакан не допит, век не дожит, свет забыт.
Здесь образно выражен момент творчества - на столе стоит недопитый стакан, как покинутый мир. Метафора недопитого стакана находится в одном ряду с метафорами недожитого века и забытого света. Это метафора поэтического мира Пастернака. Она хотела разделить с ним этот мир. Не получилось…