В 2012 году я побывала в туре по Италии. Он назывался Citta' d'arte — города искусств. Это была очень поучительная поездка и с точки зрения мировой истории, в том числе и искусств и с точки зрения человеческих взаимоотношений, которых судьба свела на недельку в составе 53 человека. Да и вообще про русский туризм, который становится абсолютно беспощадным во время кормежки.
Впрочем, в то время я была заядлым бисерщиком-фантазером и решила, что по возвращению обязательно сделаю по фенечке в честь каждого из посещенных городов. А поскольку прокрастинатором я была всегда, то первую фенечку я сделала только через два года. Стоит ли говорить, что до сих пор у меня нет всего набора работ про города Италии...
Флоренция: "Твой дымный ирис будет сниться..."
Когда мы прибыли на Санта-Кроче, был уже девятый час утра, но казалось, что всё еще так рано, что даже Данте показался каким-то только что проснувшимся, причем не потому что пора, а потому что орел уж очень назойливо будил и продолжал подгонять:
Видите львов на постаменте? Я могла удержаться? Не могла.
Флоренция... город, вскипавший талантами. А теперь город пытается сохранить всё то наследие или по крайней мере придержать местечко для всех знаковых фигур.
Взять хотя бы ту же базилику Санта-Кроче. В ней много захоронений великих людей. Среди них есть и саркофаг для Данте, памятник которому стоит рядом на площади. Но саркофаг этот пуст. Дело в том, что Данте умер в изгнании, в Равенне, где и похоронен, и переговоры о перенесении его останков продолжаются до сих пор. А как вы оцениваете уровень своего оптимизма?
Пытаясь выбрать идею для украшения-воспоминания о Флоренции, я столкнулась с тем, что она вызывает слишком много ассоциаций. Если я сейчас начну все их перечислять - вы уснете, раньше, чем я похвастаюсь полным комплектом. А оно мне надо?
Возможно, и стоило посвятить свободное время во Флоренции исключительно ее улицам...
... мостам...
... и соборам...
... но мы пошли в Галерею Уффици.
Да, галопом. Но лично я вышла из Галереи неожиданно для себя поняв абстракционистов, фовистов и вообще всех и-не-только-импрессионистов. Нет, в музее мы не видели их полотен. Но мы видели такие произведения, после которых только и остается, что пытаться выразить нечто в художественном смысле как-то совершенно иначе. Не буду тут качать эту тему, а сразу перебегу к теме о пользе репродукций.
"Весна" Боттичелли
Есть картины, которые "опопсели": они растиражированы, их фрагменты печатают на кружках и футболках, на их основе создают какие-то забавности с котиками. В число таких картин попала и картина Сандро Боттичелли "Весна":
А коли ей уже и так досталось, то не попастись ли на этом лугу еще и мне?
Честно говоря, я совершенно не ожидала, что возле этой картины меня накроет так, что я буду близка к тому, чтобы сделать шаг внутрь картины. Но вовремя спохватилась. Это действительно магическое место под сенью деревьев, где воздух полон свежести и дразнит предчувствием чуда. Натурально ощущается прохлада травы и кажется, будто успеваешь заметить как новые цветы распускаются. Как приминается трава под стопами граций.
Только на репродукции это выглядит странными бессюжетными смотринами: когда смотришь на картину, ты ощущаешь ее движение, ты ощущаешь, что каждый здесь занят своим делом, что у каждого здесь своя функция. И правда в том, что они как раз делают большое общее дело — вечное как сама жизнь, прекрасное как сама любовь, таинственное как Вселенная.
В самом деле, при том что здесь по сути ничего не происходит по сравнению с другими полотнами о мифах и библейских сюжетах... ощущения всеобщего "делания" не покидало. И не просто в том, что кто-то настигает, кто-то убегает, кто-то засевает, кто-то танцует, кто-то стреляет, кто-то тучки гоняет... Они делают что-то одно... это таинство, которое должно быть нам понятно, но мы забыли тот "язык".
Поэтому мы стоим с открытыми ртами и ощущаем смутное волнение: ведь тоже надо что-то сделать, правда же? Ну, кроме как челюсть успеть поднять, пока на нее никто не наступил. Ты слышишь мелодию, но танцевать не смеешь. Оглушение и чирикающие птички. После того как побывала там я прощу художникам любой акт творчества. Но не будем об этом.
В общем, решено: делаю что-то в честь Примаверы, то бишь Весны. Но как выразить все, что я даже словами выразить не могу? Читерим - смотрим на украшения участниц картин:
Понятное дело, что лично я из бисера ювелирки не сделаю, но ведь и я не грация по имени Красота:
Комплект украшений "Примавера": что из чего
Кулон из бисера: соединяем яшму, родонит и жемчуг
На этапе подбора камней стало понятно, что в пропорции оригинала я не попаду. Конечно, какое-то время я побултыхалась в иллюзиях, но всё закончилось тем, что получилось нечто "по мотивам".
Круглый камень наверху — яшма. Её веселенькая расцветка очень напоминала тот бархатный ковер из трав и цветов с картины Боттичелли. А вообще яшма — очень разная, и если кому интересно, оставляю ссылку на описание ее свойств и другие работы с этим камнем.
В сердце украшения — родонит. Чаще они более розовые и с черными прожилками. Как здесь:
Говорят, что в родоните энергия Венеры (увернулась от плевков образованных скептиков), так что вполне в тему получилось.
А жемчужины — ну, уж какие нашлись. Максимально крупные, которые мне попались.
В плане бисера тут 50 оттенков бронзы.
Лирическое отступление в воспоминания о Флоренции
Когда кулон был готов, муж посмотрел и сказал, что кулон напоминает куколку.
- Куколку???
- Ну да... Смотри, получилось же... личико, ручки, тельце и... и... знаешь, я буду звать его Эрос!
- Эээээ... Я ж в честь Примаверы делала: там Грация такой носила!
- Ну... это Флоренция, детка... Как хочешь, но это Эрос. И совсем не противоречит флорентийскому духу.
Ой, да: площадь Синьории была самым настоящим Вавилоном с многоязыковой толчеей. И смотрели на нее в том числе и копия Давида Микеланджело и Геркулес, победивший Какуса, работы большого завистника Микеланджело — Баччьо Бандинелли.
Все знают Давида... И даже копия его прекрасна... Такая сосредоточенность, что кажется будто венка на шее пульсирует. И пусть стоит он не том месте, где должен... но он прекрасен в любом ракурсе, и стал потрясающей аллегорией к флорентийскому народу, который боролся против тирании.
А через дверной проем от него стоит Геркулес с Какусом. Перекачанный такой Геркулес. Бандинелли очень старался. Он хотел превзойти всех скульпторов, создать нечто особенное. В итоге, когда статуя была установлена, флорентийский народ, который понимал толк в красоте, не был в особом восторге. Возможно, потому что понимал намеки. Тирания намекала: только рыпнетесь — и будете в районе Какуса. Но в прозвище для этой статуи флорентийцы не стали обнаруживать свои догадки. Они прозвали этого Геракла просто и незамысловато — мешком картошки. Бандинелли и правда перестарался с мускулами и совершил ряд анатомических ошибок – сие факт. Стоп-стоп-стоп, чего это я про район Какуса? Ладно, получилась куколка - и ладно.
Ожерелье комплекта
Еще когда только замышляла кулон, меня так восхитила коса прически, что мне очень хотелось в жгуте ее выразить.
Коса получилась очень приятная: упругая, но гибкая. Я опасалась, что будет щипаться: но нет, ее очень приятно носить.
Браслет с граненой яшмой
Эту бусина сама попросилась в комплект: я ее нашла среди материалов, которые должны были стать другими работами. Конкретно эту бусину я собиралась превратить в ожерелье. Но потом решила, что браслет будет лучше.
Какое-то время ожерелье и браслет полежали без застежек. Так уж вышло, что до обстоятельного визита в рукодельный магазин я боялась не дотерпеть, так что заскочила буквально "одна нога внутри, а другая - на остановке". Не смогла сосредоточиться и забрала три варианта тоглов, обыгрывавших тему винограда. Все и пригодились. Третий комплект застежек превратился в незамысловатые серьги.
Комплект украшений довольно быстро перекочевал к маме. Она носит его до сих пор. То есть 9 лет уже!
На этом я завершу свой рассказ, оставив столько всего за бортом. Но нельзя объять необъятное!
Давайте вернемся на Санта-Кроче к героическо-романтическому Данте, родителю официального итальянского языка, что ранее был просто флорентийским диалектом латыни...