Найти в Дзене

С чего начинается йога?

Оглавление

Йога, как классическая духовная практика, начинается с морально-нравственных заповедей, которые оставил в наследие индийский учитель Патанджали, с которых и начинается путь познания и становление человека.

Путь совершенствования и эволюции человека начинается с Ямы и Ниямы – десяти ключей к истинному счастью и успеху во всем.

Яма (контроль) – самоконтроль, ограничение в виде свободы от связывающих привычек, взаимоотношения с обществом. Этот принцип подрубает корень не нравственности и меняет направление мыслей в сторону блага для человека и всего общества. Яма включает в себя:

Нейросеть.
Нейросеть.

  • Ахимса – не навреди. Это отказ от насилия по отношению к чему-либо, в том числе к самому себе и порядку в мире. Ахимса очень известна благодаря Махатме Ганди. Он старался во всём ей следовать. Традиционно Ахимсу переводят, как не убей. Любая недоброжелательная, грустная мысль приводит к тому, что пославший её теряет энергию и, следовательно, вредит прежде всего себе. Необходимо быт добрым в мыслях, словах и поступках.
  • Астея - не воруй. Отказ от стремления к обладанию тем, что вам не принадлежит. Желая большего, самое важное не вредить этими желаниями чувству счастья в здесь и сейчас – в настоящем моменте. Если внутри болезненное ощущение нехватки, чувство удрученности и обделённости – это нарушение Астеи и по закону вселенной, гласящему, что подобное притягивает подобное – энергии чувства обделённости притянут ещё больше негативных ситуаций.
  • Апариграха – не испытывай привязанности. Принцип нестяжательства происходит из концепции траты энергии. Всё, так или иначе, обусловлено энергией. И наличие тех или иных материальных благ, комфорта, каких-то активов и так далее обусловлено наличием у нас так называемого тапаса — энергии благодарностей. То есть только наши благие поступки в этой и прошлых жизнях обуславливают то, как мы живём и развиваемся. Тапас обуславливает наше продвижение на пути духовного развития. Без тапаса духовное развитие невозможно. Соблазны различными материальными благами — это серьёзное испытание, которое отсеивает с этого пути очень многих. Когда у человека в процессе духовных практик начинает повышаться уровень энергии, его тапас конвертируется в те желания, которые у него есть. Когда человек в процессе практики поднял свою энергию, желания начинают исполняться. И это очень опасный момент — можно заиграться в эти иллюзорные вещи и оставить духовный путь. Поэтому практикам рекомендуется не только оставить идеи накопительства материальных благ, но также устранить в себе даже и желания этих благ.
Нейросеть.
Нейросеть.

  • Сатья – не лги. Быть открытым, честным перед собой и другими людьми, говорить правду. Не следует говорить ложь или неконструктивную правду. То есть, не просто врать и самообманом заниматься нельзя, если говоря правду мы вредим душе человека, то это тоже нарушение Сатьи. Говорить надо правду и лучше всего приятную правду. Если ничего правдиво-прияного сказать не получается, то лучше молчать. Если сказать надо неприятную правду, то в душе желая, лишь блага ближнему, говорим, искренне желая, чтобы это пошло на пользу человеку. Руководствуясь лживыми помыслами, деяниями и изречениями, человек формирует реальность, которая противоречит объективной действительности. Так неправдой он будет создавать вокруг себя такую энергию, которая через какое-то время заставит его видеть окружающий мир совсем не таким, какой он есть на самом деле. Из-за этого человек будет постоянно ошибаться и обманываться именно в силу той энергии иллюзии, которой он себя окружил.
  • Брахмачарья – не потакание чувствам, страстям, желаниям, слабостям. Любое удовольствие — это трата жизненной энергии. Это касается любого удовольствия в той или иной мере, просто иногда эффект заметен очень ярко, а иногда мы его не замечаем, но факт остаётся фактом — получая удовольствие, мы тратим жизненную энергию. Желания и страсти — всегда бесконечны. Но всё остальное имеет свой предел. И количество нашей энергии, которое мы имеем, ограничено. И если человек хочет достичь какого-то успеха в жизни, то ему следует разумнее относиться к затратам энергии.

Самый сложный принцип из них для человека 21 века, который живет современном обществе, полном соблазнов - брахмачарья - это контроль над желаниями и умеренность во всём, в узком смысле умение сдерживать себя, не поддаваться соблазнам.

Нейросеть.
Нейросеть.

Нияма – самоочищение, посредством дисциплины. Это правила индивидуального поведения, принципы взаимодействия с самим собой, направленные на обретения гармонии с внутренним миром.

  • Шауча – чистота сознания и тела. Человек должен поддерживать спокойствие и ясность на физическом, энергетическом и духовном уровне.
  • Сантоша – довольство. Удовлетворённость тем, что у тебя есть на данный момент.
  • Тапас – дисциплина, самоограничение. Постоянная упорная тренировка, волевая и упорная работа над собой.
  • Свадхиайа – самонаблюдение, самообучение. Понимание своего предназначения и своего существования.
  • Ишвара-пранидхана – преданность высшим идеалам. Посвящение своих поступков и заслуг во благо.

Именно Яма и Нияма контролирует эмоции и страсти, помогая жить человеку в согласии с окружающим миром и собой. При их соблюдении человек способен избавится от пагубных привычек и выстраивать гармоничные отношения прежде всего внутри своего сознания. Суть практики йоги – беспристрастно наблюдать за реакцией психики на различные явления в теле.

В принципе, йога не воспринимает человека как нечто материальное, человек – это всегда внутренняя энергия, душа или сознание.

Список литературы и используемых источников:

1. Б.К.С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение = Light on the Yoga: Sutras of Patanjali. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 392 с.

2. Б.К.С. Айенгар. Йога. Путь к здоровью. — М.: Флинта, 2016. — 336 с.

3. Б.К.С. Айенгар. Йога Дипика. Прояснение йоги = Yoga Dipika: Light on Yoga. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 496 с.

4. Сатьянанда Сарасвати. Йога-сутра Патанджали. Комментарии. — Минск: Ведантамала, 2006. — 388 с.

5. https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/jama-niyama/

6. https://asanaonline.ru/articles/interesting/yama-i-niyama/