Это одно из старых сел Курахского района.
О древности села свидетельствует старинное кладбище, расположенное в восточной окраине села.
⠀
Здесь встречаются пластами многоярусные могилы, старинные захоронения и древние гробницы.
⠀
О селении Хпюк упоминается в надписи на стеле, стоящей у входа в сборную мечеть с. Курах, датированной 757 г. по хиджре.
Анализ эпиграфического материала показывает, что Хпюк существовал в XIII-XIV веках.
Как рассказывают старожилы, селение образовано выходцами из разных мест.
⠀
Основателем считают переселенца из с. Хутхул по имени ХIпукьай (Хпюк).
⠀
В этом селе живут агулы.
⠀Основными занятиями жителей села были земледелие, скотоводство и ремесло изготовления тулупов.
⠀
В селе три тухума: Гъуливар — родом из с. Хутхул, Саруяр — родом из с. Усуг и Маллавар — родом из с. Буркихан.
⠀
Впоследствии здесь, говорят, также обосновались жители разрушенного Надыр-шахом селения ЭкIезар.
⠀
Каждый тухум жил компактно в своем квартале. Обоснованное на неприступном утесе село представляло собой естественную крепость.
⠀
Такие места выбирались не случайно. Данное обстоятельство, видимо, сыграло немаловажную роль в успешной защите от нападений.
Через территорию Хпюка, издавна проходила дорога, связывающая с Агулом и имела стратегическое значение.
По этому пути не раз проходили войска завоевателей.
⠀
Доподлинно известно, что с момента распространения Ислама в Хпюке была одна джума-мечеть. При джума-мечети имелась небольшая библиотека. Вплоть до Октябрьской революции при джума-мечети функционировало медресе, в котором преподавал известный в округе ученый, алим Бигиман, малла Кьурбан.
⠀
Через Калухскую дорогу, при помощи этих столбов, жители ближайших сел могли в туманную погоду или в темное время пойти в Касумхюр и вернуться обратно.
⠀
В 20-25-х годах XX века в приспособленном для учебы помещении проводились занятия (ликбез).
⠀Обучал азбуке на латинице Гаджихибиев Курбан. В 1936 году силами всего джамаата села было построено новое здание школы и была открыта начальная школа.