Найти в Дзене
Вдоль и поперек

Сражения, интриги и любовь: 3 фильма о средневековье, в которых все сделано как надо

Оглавление

Снять хороший исторический фильм непросто. Для того чтобы убедительно воссоздать атмосферу эпохи, отстоящей от нас на сотни лет, нужно очень точно сочетать энциклопедические знания, воображение и талант к режиссуре. Плюсом к этому идут огромные бюджеты, необходимые для создания тщательно продуманных декораций, роскошных костюмов и прочего реквизита. Наконец, создатели исторического кино всегда балансируют на тонкой грани между стремлением угодить публике, не исказив при этом смысл уже случившихся событий. Переплавить все эти элементы в одном тигиле непросто, но те, у кого это получается, снимают так, что кажется, будто-бы у них есть машина времени. В фильмах таких режиссеров прошлое снова живет где-то рядом с нами, увлекая зрителя в славное путешествие по Средним векам.

1. «Капитан Алатристе» (2006)

Рыцари удачи, как они есть.
Рыцари удачи, как они есть.

В имперской Испании 17-го века наемник Диего Алатристе сражается на войне в холодных землях Фландрии. Во время засады, устроенной голландцами, его друг Лопе Бальбоа получает смертельное ранение. Умирающий успевает прошептать Алатристе свое последнее желание. В нем Бальбоа завещает сослуживцу заботу о своем сыне Иньиго. Диего обещает исполнить наказ во что-бы то ни стало.

После смерти друга Алатристе возвращается в Мадрид и обнаруживает, что империя в упадке. Испания, в которой Кеведо и Гонгора сочиняют стихи, Веласкес пишет полотна, а Лопе де Вега ставит пьесы, рушится на глазах. Суверен некогда могущественного государства наблюдает за этим со странным спокойствием. Двор Филиппа IV, пронизанный интригами и коррупцией, пляшет под дудку графа-герцога де Оливареса при поддержке Святой инквизиции.

Диего, не сильно искушенный в том, как устроены мутные схемы испанской аристократии, оказывается вовлеченным в эти интриги, пока еще не понимая, с какими силами ему предстоит столкнуться. В фильме найдется место и для любовной линии, но большого значения она не имеет. «Капитан Алатристе» — это история о подковерных играх знати и безжалостных сражениях средневековых солдат. Режиссер картины Агустин Диас Янес стремился максимально точно передать то положение, в котором очутилась Испания ко времени Тридцатилетней войны, и, судя по реакции зрителей, сделать это он смог.

2. «Имя розы» (1986)

Коннери и Слэйтер играют послушников монашеского ордена.
Коннери и Слэйтер играют послушников монашеского ордена.

Блистательный Шон Коннери и малоизвестный на момент начала съемок Кристиан Слэйтер исполнили главные роли в этом средневековом детективе, основанном на одноименном романе Умберто Эко. По сюжету картины францисканский монах 14 века Уильям Баскервильский и его юный подопечный Адсо оказываются втянуты в расследование череды убийств своих единоверцев. Чем дальше они заходят в своих изысканиях, тем яснее становится, что их окружает заговор, нити от которого протянуты к самой верхушке церковных иерархов. Бросающая вызов канонам своего жанра, «Имя розы» буквально пропитана атмосферой Средневековья, реконструированной с колоссальным вниманием к деталям.

3. «История рыцаря» (2001)

Ну что за рыцарь, без дамы сердца.
Ну что за рыцарь, без дамы сердца.

Один из первых больших фильмов великолепного Хита Леджера. В этой картине он играет Уильяма Хэтчера, молодого оруженосца, которому явно не по душе спокойная жизнь. Желая прославить свое имя, а заодно и разбогатеть немного, юноша отправляется на рыцарский турнир. Само по себе это нормально, если не принимать во внимание то, что он выдает себя за своего погибшего сюзерена, знатного аристократа. «История рыцаря» частично вдохновлена «Кентерберийскими рассказами», и несмотря на слишком вольное, порой, обращение со средневековым контекстом, сделана она со вкусом и пониманием эпохи.