Как я не раз говорил, Роберт Хайнлайн – один из любимых моих писателей. Сейчас мне сложно сказать, что именно привлекает меня в его книгах. Может быть, это то, что книги эти – настоящая научная фантастика (ну, за очень редким исключением), или то, что там немало космоса, или то, что персонажи мне близки и понятны? Сложно сказать, да. И, как я уже говорил, «поздний» Хайнлайн – далеко не то, что он же, но в более раннее время. Нет, я понимаю, что люди меняются, у них меняются взгляды и интересы, так что, можно понять, что Хайнлайн стал писать про другое. Кстати говоря, есть нюанс – мы, читатели, тоже меняемся, не так ли? И я могу согласиться с тем, что кому-то, например, не нравились какие-то книги в юности, но могут понравиться в более зрелом возрасте. Это всё как раз можно объяснить. Ну, или кто-то скажет, что «да ты просто не понял этой книги, вот подрастёшь – поймёшь!». Согласитесь, что такое многие слышали, да?
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Ольга Суханова, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Так вот, что касается романа «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга»… Там нет ничего такого, что было бы непонятно. Главный герой – Лазарус Лонг, которого мы помним, например, по «Детям Мафусаила», в принципе, довольно интересному роману про долгожителей. Лазарус – человек-аномалия, которому удалось прожить больше двух тысяч лет. Понятное дело, что там у них в ходу «реювенализация», смысл которой, как я понимаю, заключается в том, что человеку заменяют его органы на новые, только что выращенные, заливают свежую кровь (понятное дело, что всё это – его собственное, только клонированное), и, соответственно, получается полное омоложение организма. Процедура доступна и «краткоживущим», но, понятное дело, не всем. Тем не менее, этот самый Лазарус прожил очень долго, и он… банально устал. И вот, всё начинается с того, что он прибыл на планету Секундус, чтобы просто умереть… Правда, по какой-то странной причине, он выбрал планету, на которой как раз и обосновались Семьи Говарда, те самые долгожители. То есть, планету, на которой ему, с гарантией в сто процентов, просто не дали бы умереть…
И вот, значит, Лазаруса находит тот, кто руководит планетой, замещая, собственно, Лазаруса, его быстро отправляют в клинику и начинают процесс реювенализции. Понятное дело, что он этого очень сильно не хочет – человек и так долго жил, ему просто надоело всё, но Айра Везерел, «начальник планеты», находит вариант, чтобы Лазарус согласился на процедуру.
Сама по себе книга рассказывает о том, как Лазарус вспоминает некоторые события из своей достаточно долгой жизни, надиктовывая их Айре, суперкомпьютеру Минерва и остальным персонажам. И, в общем-то, ничего непонятного тут нет. Впервые я прочитал этот роман, уже довольно давно, и всё, что там было описано, я понял. Я не понял только одного – почему это хвалят, почему это должно быть интересно, и всё такое. У меня лично, к роману очень много претензий. Я не хочу сказать, что это плохая книга. Мне понравился язык, которым это написано. Хотя, к языку тоже немало вопросов. Например, действие происходит в далёком будущем – 4325-й год. И, если, например, тот же Айра Везерел, Иштар, Галахад, Минерва или другие персонажи говорят, как жители будущего, то почему Лазарус говорит так, как будто он «застрял» в начале XX-го века? Да, он прожил довольно долгую жизнь, но его лексикон менялся, как и остальных людей, он сам по себе человек неглупый, более того, в «Детях Мафусаила» он разговаривает так же, как и остальные люди, которые его окружают – а в этой книге, говорит так, как будто его просто «достали из прошлого», и он не знает современного языка… Ну, или просто он специально себя так ведёт, потому что его всё «достало»…
Тем не менее, рассказывает Лазарус интересно, хотя бы потому, что ему совершенно точно, есть, что рассказать. И всё бы ничего, но… когда поднимаются темы колоний в космосе и тому подобные вещи, сразу начинаются вопросы – «и это лучшее, что автор смог придумать?». Как я уже не раз говорил, тема космических колоний у Хайнлайна описана лучше всего именно в ранних романах. Давайте вспомним, например, «Красную планету» и «Марсианку Подкейн», где описан Марс и Венера. Там земные колонии, и что мы там видим? Есть средства техники, есть города, люди перемещаются по планетам на вездеходах и ином транспорте, есть разного рода производство и тому подобные вещи. Люди даже развлекаться умудряются! А что в воспоминаниях Лазаруса? Там как раз есть рассказ про колонию, Чисто Дикиц Запад – фургоны, запряжённые лошадьми или мулами, примитивные инструменты и всё такое прочее. Это что, собственно, такое? Основание колонии, которая, по идее, лет через 500-600 должна сама выйти в космос? Или как? Почему-то, мне представляется, что если уж основывать колонии за пределами Земли, то, наверное, колонии сразу должны быть развитыми, чтобы люди хотели туда лететь не только для того, чтобы остаток жизни жить простой и примитивной жизнью. Кстати, это очень похоже на то, как проводили колонизацию у того же Хайнлайна в «Туннель в небе» – когда через Врата просто гнали людей, как скотину. Только ручная кладь, никакого сложного инструмента, если кто-то падает – его могут и затоптать. И да, всё это были жители «стран Третьего мира». И да, с точки зрения героя романа, который наблюдал за всем этим, это было нормально…
Нет, можно, конечно, сказать, что «на Земле перенаселение», и надо как можно больше людей отправить с Земли, но… может, имеет смысл отправлять их не так варварски? Может, надо дать им какой-то шанс в новом мире, нет? Там, техника, чтобы они не выживали, а жили, инструмент, чтобы им проще было нормальные дома себе построить, и так далее? А то очень уж похоже было на то, как охрана концлагеря гонит заключённых на казнь. Хотя, почему «похоже»? Американцы ведь тоже так делали – например, во время своей «Гражданской войны»… Или, можно вспомнить, что было с теми немцами, которые сдавались американцам – по каким-то странным причинам, вполне себе здоровые немецкие солдаты умирали. То их не кормили, то медпомощь не оказывали…
Так что то, как описывал Хайнлайн колонизацию планет – это очень и очень странно. Ну, не получится так, чтобы колония с такими вводными, начинала развиваться. На то, чтобы выйти на уровень той же середины XX-го века, у такой колонии, в самом деле, ушло бы очень много времени. Достаточно вспомнить то, что в той новелле, где Лазарус решил основать другой городок, первый был уже неплохо так, по местным меркам, развит. Только вот, не было там, ни техники, ни дорог, ничего. Только мулы, лошади и тому подобное…
Можно поговорить и о планете, где практиковали рабовладение, но я не буду этого делать. Я могу предположить, что Хайнлайн этим примером хотел сказать, что люди всегда найдут, как начать заниматься всякой ерундой. Например, понятно, что рабский труд – самый неэффективный, и уж с таким развитием технологий, как порой видно в этих романах, без него вполне себе можно было бы обойтись. Но! Если такова натура людей? Если так получилось, что собрались на одной планете те, кто был приверженцем таких вот вещей? Только вот, непонятно, где они нашли тех, кто стал бы рабами… Если только – начали делать рабами тех, у кого были какие-то проблемы, не было денег, попал в сложную ситуацию – и, как говорится, понеслось…
Или можно упомянуть, что в романе очень много времени отведено… правильно, разного рода, вещам, которые… нет, не «18+», конечно. Хайнлайн никогда ничего откровенного не писал (и это хорошо). Но вот именно, что очень много времени отведено именно взаимоотношениям, разговорам об «эросе» и «агапэ» – это на самом деле… не так интересно. Тем более, что Лазаруса просит объяснить, что это такое, компьютер Минерва. И он начинает объяснять – но, при этом понятно, что или сам автор не до конца понимает тему, или герой. Просто после прочтения всех этих объяснений, порой начинаешь себя чувствовать той сороконожкой, которую спросили, с какой ноги она начинает ходить…
Так вот, не хочу сказать, что я не понял данного произведения. Я его понял. Я не понял, что там такого интересного? Кстати, там есть наука – например, про генетику там немало рассказывается. Например, как именно хотели сделать клона Лазаруса женского пола. Сделали, кстати говоря. Даже двух. И, кстати говоря, мне не особенно понравилось то, что сначала нам подробно рассказывают о том, как Лазарус хочет перебраться куда-то из клиники, как ему предоставляют дом, встречу около этого дома, общение и всё такое, а потом, буквально в следующей сцене (когда Иштар, Галахад и Гамадриада – «прекрасное» имя!) вместе находятся в массажной, обе барышни уже того… в положении. И именно, что теми самыми клонами Лазаруса… Совершенно внезапно…
Итог… Мы имеем достаточно «рваное» повествование, истории, которые рассказывает Лазарус, скажем так, не самые интересные. Всё, что, по мнению автора, не имеет отношения к «теме» романа – взаимоотношению мужчин и женщин, описано до такой степени схематично, что читать становится… просто скучно. Так что, на самом деле, после стольких отличных произведений Мастера, такие вот вещи, не особенно приятно читать. И единственное, чего я не понимаю – за что роман был выдвинут на «Хьюго» и «Локус»?
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. Там можно предложить ту или иную книгу или тему на обзор...