Любой крупный более-менее современный объект нуждается в электроэнергии. У него, естественно, может быть своя собственная генерация (хотя бы даже резервная, теплоэлектростанция или банальные дизеля), но даже в этом случае, он по возможности подключается к энергосистеме – это дешевле и надёжнее. Военные объекты в данном случае – не исключение, разве что резервирование у них посильнее. Например, у аэродрома Оленья (где я проходил срочную) имеется собственная подстанция 110 кВ. Однако, как правило, военные объекты всё-таки перемежаются в энергосистеме с гражданскими, даже там, где они явно доминируют. А есть и такие места, где электроэнергия пришла именно благодаря министерству обороны. Одно из них, как ни странно, находится в Подмосковье.
Любой, кто изучал космоснимки окрестностей Москвы в районе ближней и дальней «бетонок» (автодорог А-107 и А-108) наверняка обращал внимание на весьма большие (примерно 1,6х1,0 км) организованные структуры трапецевидной формы.
Это остатки советской системы ПВО С-25 «Беркут», построенной в 1953-1958 годах.
Вторая Мировая война показала, что бомбардировочная авиация в состоянии атаковать любую, сколь угодно защищённую, цель.
С точным попаданием, да, были проблемы. Но кривость бомбометания частенько компенсировалась его массовостью.
Появление ядерной бомбы сильно увеличило возможности бомбардировщиков – один Б-29 «Энола Гэй» в Хиросиме 06.08.1945 произвёл разрушения покруче трёх с половиной сотен аналогичных машин в Токио 10.03.1945. Да и точность для такого оружия уже не имела определяющего значения.
Так как Москва представляла из себя крупнейший административный, промышленный и транспортный центр Союза, то она являлась целью номер один для вчерашних союзников. При этом тот же Б-29, долетевший от Гуама до Хиросимы (2600 км) вполне мог долететь до Москвы из Лондона (2500), Анкары (1800) или Осло (1700). А ведь на подходе были куда более крупные зверьки…
То есть вставал вопрос защиты столицы СССР от предполагавшихся налётов армад натовских (по большей части, естественно, американских) бомбардировщиков. Для этого и предназначалась система ПВО Москвы, состоявшая из 56 (34 на внешнем кольце и 22 – на внутреннем) стартовых позиций комплексов С-25 (на каждой позиции находилось шестьдесят пусковых установок). Собственно, на первом фото и представлена бывшая стартовая позиция, заросшая лесом.
Естественно, столь крупные объекты нуждались в транспортной сети и электроснабжении. Проблемы с транспортом решили строительством уже упомянутых «бетонок» (изначально это чисто военные дороги из железобетонных плит). А для электроснабжения пришлось создавать целую сеть подстанций и воздушных линий 35 кВ.
ПВО уже тогда требовало большого объёма обмена информации (обнаружение, идентификация, сопровождение) и вычислений (наведение на цель), соответственно требовалось электроснабжение командных центров, узлов связи, да и банальное электропитание гарнизона позиций и всяких разных складов никто не отменял. Речь шла о десятках МВт, что для сетей 6-10 кВ уже явный перебор.
Соответственно, пусковые позиции запитывались от ПС 35/6 кВ, связанных между собой воздушными линиями 35 кВ. Сама сеть опиралась на ПС 110/35 кВ Мосэнерго, сеть 110 кВ была на тот момент (хотя она и сейчас примерно так же сориентирована) в основном радиальной, растянутой вдоль крупных автодорог. Фактически военные неплохо так развили распределительную сеть 35 кВ, на конец 50-х примерно шестая часть подстанций Мосэнерго составляли подстанции колец ПВО.
Кольца (по крайней мере, электрические) делились на сектора:
1) В - северо-запад;
2) Г - северо-восток;
3) Д – восток;
4) А (внутреннее) и Ж (внешнее) - юго-восток (похоже, чтобы никто не догадался);
5) Е – юг;
6) К - юго-запад.
Соответственно, все подстанции сектора начинались с его буквы, наличие подходящего топонима, естественно, не требовалось.
Если судить по номерам, то можно проследить последовательность строительства (если тут, конечно, опять не запутано, чтобы никто того этого, не догадался). Курсивом выделены подстанции большого кольца.
Сектор А - 66, 119, 121 (возможно и 120-Храпуново тоже из кольца), юго-восток от Горьковки (автодорога М-7) до Каширки (М-4). Потом сектор В - 133, 142, 143, 146-148 - от Новой Риги (М-9) до Дмитровки (А-104). И его тут же уплотнили - 184, 185, 190, 192, 196.
Одинокий выстрел в Д - 199 - Горьковка. Потом север, Г и В - 202, 203, 205, 207, 208 - от Дмитровки до Ярославки (М-8).
Опять одинокий Г - 222 на Киржач. Сектор Г - 223, 225, 226, 237, 256 - почти от Дмитровки до Горьковки. Потом восток и юг, Д, К и Е - 268-275 - от Горьковки до Егорьевки (Р-105) и от Старой Калуги (А-130) до Каширки.
Сектор Е - 276-280 - от Каширки до Старой Калуги. Потом остатки, Ж, К и В - 281-291. Сектор К - 292-295 - от Новой Риги до Киевки (М-3).
И последние штрихи, Г, 296, направление на Черноголовку, Е, 312 (Каширка) и В, 368 (Дмитровка).
Какого-то суперновшества из себя данные подстанции и линии не представляли, да и глупо было бы палить их особый статус каким-либо отличием от обычных ПС и ВЛ 35 кВ. Как правило, это двухтрансформаторные подстанции с открытым распредустройством и одним зданием, совмещавшим в себе все функции (ОПУ, ЗРУ и т.д.). Воздушные линии выполнялись на опорах-рюмках, фактически это был их прощальный аккорд – уже подходила первая унифицированная серия опор.
А что же происходило с кольцами ПВО дальше? Достаточно быстро стало понятно, что ожидать коробочек бомбардировщиков не приходится – ядерное оружие резвенько модернизировалось и постепенно отдавалось на откуп ракетам, как крылатым (против некоторых С-25 теоретически мог бы бороться), так и баллистическим (против которых он был полностью бессилен). Соответственно, столь мощная система ПВО по большей части утратила свой смысл и практически сразу приступили к её модернизации. Уже в 1963-1964 годах на внешнем кольце были развёрнуты комплексы С-125, позволявшие вести борьбу с низколетящими целями. В 1978-1982 годах зенитчики получили ещё более современные комплексы С-300, а в 1988 году комплекс С-25 был снят с вооружения. За счёт всё большей дальнобойности ЗРК (С-25 – максимум 58 км, С-300 – уже до 250 км) необходимости в таком большом количестве стартовых позиций не было, и военные стали потихоньку от них избавляться. Часть секторов (вроде того, что на первом фото) были просто заброшены, часть заняли вездесущие московские садоводы.
Однако часть по-прежнему используется по назначению, естественно, уже более современными (и мобильными, в отличии от С-25) комплексами (С-400, а может быть уже и С-500), требующих куда меньше электроэнергии. Ну а наиболее ответственные военные объекты запитываются по незаметным с воздуха кабельным линиям.
Отмечу, что эта система ПВО очевидно не предназначена для борьбы с новой напастью - беспилотниками, они слишком мелкие для данных комплексов.
А что же инфраструктура? Вполне естественно, что транспортные и электрические сети колец начали использоваться по гражданскому назначению ещё при Союзе – просто глупо и экономически невыгодно было бы строить дублёры. «Бетонки» в конце 80-х превратились в обычные асфальтированные дороги, сейчас это А-107 (Малое московское кольцо) и А-108 (Большое). Всерьёз модернизировать эти автодороги не представлялось возможным по причине того, что они проходят по большому количеству населённых пунктов, но на базе малого кольца в 2016-2021 годах была построена Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД).
С сетями 35 кВ ситуация ещё проще. В виду отсутствия альтернативного электроснабжения, гражданские объекты (в первую очередь, естественно, близкорасположенные населённые пункты) начали запитываться от этих подстанций практически по мере их строительства – то есть министерство обороны поспособствовало электрификации значительной части Московской области (и кусочков Калужской и Владимирской). Сейчас же это практически полностью (частично остались и зенитчики, да и вообще военных в окрестностях Москвы весьма немало) обычные гражданские подстанции, обслуживающие в том числе и садоводов, осевших на бывших позициях московских колец ПВО.