Найти тему
Замочная скважина-news

Папанов и Миронов: были ли друзьями, несмотря на 19-летнюю разницу в возрасте

Оглавление

Папанов и Миронов — один из самых ярких творческих дуэтов в советском комедийном кино. Он раскрылся в «Бриллиантовой руке» Гайдая и в «12-ти стульях» Марка Захарова. Впрочем, «первооткрывателем» дуэта правильнее считать Эльдара Рязанова…

Первый фильм, в котором сыграли вместе

Миронов и Папанов, фото из открытых источников.
Миронов и Папанов, фото из открытых источников.

Впервые на пару актёры появились в рязановской комедии «Берегись автомобиля». 25-летний Миронов сыграл здесь ловкого продавца из комиссионки, а 44-летний Папанов — его тестя. Вместе артистам работалось комфортно и довольно легко — Анатолий Дмитриевич прямо по ходу съёмок придумал для своего героя несколько реплик, которые тут же вошли в фильм. Их не было в сценарии, но они украсили ленту и стали «крылатыми». В том числе: «Твой дом - тюрма» и «Тебя посодют, а ты не воруй!»

Очень разные кумиры

В фильме "Берегись автомобиля", фото из открытых источников.
В фильме "Берегись автомобиля", фото из открытых источников.

Папанов был старше на 19 лет. За его плечами была Великая Отечественная и серьёзное ранение. Из-за него артисту было сложно ходить — сильно пострадала нога, Папанов потерял два пальца. Он хромал, шаги давались с трудом. Впрочем, об этом актёр почти никому не рассказывал и коллеги об этом даже не догадывались.

Миронов родился в 1941-м и четыре тяжёлых для страны года почти не запомнил — был совсем маленьким. Рос Андрей в актёрской семье и всё его окружение располагало к тому, чтобы тоже стать артистом. Что касается Папанова, то в его роду и близко не было артистов. В 1943-м он решил выучиться на актёра после того, как был признан негодным к службе. И, надо полагать, не просто так: в качестве участника концертной бригады он снова очутился на передовой...

«Бриллиантовая рука»

В "Бриллиантовой руке",  фото из открытых источников.
В "Бриллиантовой руке", фото из открытых источников.

Это — вершина совместного творчества кумиров. Но дуэта артистов в этой комедии могло не быть. Гайдай изначально хотел снимать Георгия Вицина (в роли манекенщика Геши) и Михаила Пуговкина (в образе Лёлика). Однако от приглашения Вицина было решено отказаться, чтобы избежать ассоциаций с известной «троицей», а пробы Пуговкина просто чем-то категорически не устроили режиссёра.

Было решено пригласить Миронова и Папанова. И этот вариант стал стопроцентным попаданием.

Увы, на съёмках Андрею Александровичу было не до дружбы — актёр плохо себя чувствовал, начались проблемы с кожей на нервной почве. При этом во время работы над картиной всё только усугублялось — Миронову приходилось ходить по жаре в водолазках и пиджаках.

Бендер и Киса

В "12 стульях",  фото из открытых источников.
В "12 стульях", фото из открытых источников.

Свой вариант «12-ти стульев» режиссёр Леонид Гайдай снимал сразу после «Бриллиантовой руки». На главные роли, конечно же, пришли пробоваться Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Всё прошло удачно. Однако Гайдай представлял персонажей картины несколько иначе и… неожиданно отказал кумирам.

Не беда: всего через пять лет за это же произведение Ильфа-Петрова взялся Марк Захаров. В его экранизации Миронов всё-таки стал Бендером, а Папанов — Кисой. Кстати, для актёров это было последнее совместное появление на киноэкране. Третье и последнее.

Ушли друг за другом

Папанов и Миронов,  фото из открытых источников.
Папанов и Миронов, фото из открытых источников.

Также тандем двух артистов раскрылся на театральной сцене. Специально ради актёров многие покупали билеты в московский Театр сатиры на «Ревизора», «Горе от ума», «Клопа», «У времени в плену» и «Вишнёвый сад».

Миронов и Папанов не были друзьями в общепринятом смысле этого слова, ведь их общение ограничивалось исключительно совместной работой. Однако какая-то невидимая связь между кумирами всё-таки была.

Когда в августе 1987-го не стало Анатолия Дмитриевича, Миронов рыдал на прощании и бросил фразу, которой оказалось суждено сбыться: «Я буду следующим». Так и произошло: Андрей поехал с концертами в Ригу. Причём, он должен был заменить Папанова (выступления которого изначально и анонсировались).

Однако на сцене Андрею Миронову стало плохо. Прибывшим медикам помочь ему уже не удалось. Всё случилось меньше, чем через две недели после ухода Папанова…

Как Папанов относился к Миронову: признания жены Анатолия Дмитриевича

Жена Анатолия Папанова — Надежда Каратаева - называла уход артистов «друг за другом» очень странным совпадением. В интервью женщина (пережившая Анатолия Дмитриевича на тридцать лет, признавалась, что «никакой дружбы между Папановым и Мироновым, конечно, не было». Хотя Андрей потом стал одним из немногих коллег своего старшего товарища, который не забыл позвонить Надежде Юрьевне на девятый день...