Когда пишешь о знаменитых творческих людях, трудно однозначно оценивать их жизнь, их творчество банальными понятиями хорошо или плохо. Пожалуй, это сделать попросту нельзя. Иначе наверняка найдутся те, кто обвинит тебя в предвзятости и необъективности. Повторять общеизвестные данные интернета, тоже не имеет смысла, правильнее просто выразить свое собственное отношение к творческой личности, ну, а там уж не обращать внимания на мнения согласных или не согласных.
Даниил Ювачев. Странный человек, странного времени. Многие спорят даже по поводу его литературного псевдонима – Хармс. Уже в нем есть что-то необычайное, завораживающее. Слово – салют. Короткое, хлесткое. Вспышка, Бах! И трещащими искрами в память! Мне представляется так, немало в псевдониме этом от французского charmes, что означает обаяние, очарование… шарм. Именно так, без объяснения – почему.
Сколько копий сломано по поводу его творчества, сколько неоднозначных мнений! Но, вряд ли кого творчество Даниила Хармса оставляет равнодушным. Даже один мой знакомый, человек… очень простой и незатейливый, привыкший мерить все элементарными категориями, не остается равнодушным, прочитав у Хармса практически все! Он ругает его, выходит из себя, костерит, на чем свет стоит, брызжет слюной и перестает замечать, что сам при этом выглядит, как некоторые герои из произведений ругаемого им писателя. Однако, повторяюсь, он прочитал у него все, потому что просто не смог оторваться от чтения.
И так Даниил Ювачев. Пока еще никакой не Хармс.
Со старой фотографии из фотоателье тех времен глядит обыкновенный мальчишка, наверное, озорной, судя по маленьким искоркам в глазах. Очень модная в том времени морская форма. Ничего необычного. Что определяло в этом человеке тягу к необычному, вряд ли можно угадать.
Проходят годы, и появляется знаменитый и очень обсуждаемый писатель Даниил Хармс.
Практически на всех фотографиях того времени, Хармс выглядит необычно, под стать своему, если так можно выразиться, амплуа. Демоническое лицо, наверное, кого-то может и испугать. Эффект дополняет специально поставленное освещение.
Искусство абсурдизма понятно не всем. Я бы даже сказал, совсем немногим. Ведь это нарочитое отсутствие смысла. Тогда возникает вопрос, чем же именно берет Хармс, почему он так популярен и в свое время, да и, бесспорно теперь? Это загадка. Многие пробовали писать так. Если пытались подражать именно Хармсу на грани плагиата, еще что-то выходило, хотя и блекло. Если пытались выдавать в стиле Хармса что-то свое – не выходило ничего!
Я не берусь разглагольствовать о тонкостях в отношениях людей к самому творчеству странного писателя, это дело литературных критиков, я могу выразить только лишь свое понимание моего же собственного интереса к тому, что написал этот необычный и бесспорно талантливый человек.
Когда пишешь о знаменитости, невозможно обойтись без цитат. Но копировать тексты полностью вряд ли допустимо. И, хотя многие рассказы Хармса настолько коротки настолько, что их можно использовать как цитаты, я не вижу необходимости это делать. Однако об одном произведении Хармса я не могу не написать, потому что именно оно дало мне подсказку, что мне нравится в его творчестве, почему я его так люблю?
Начало очень хорошего летнего дня. Симфония.
Чуть только прокричал петух…
… Таким образом, начинался хороший летний день.
Полностью приводить весь рассказ я, конечно, не буду, если кому-то захочется его прочитать, он доступен в интернете, как и все то, что Хармс написал.
Это один из моих самых любимых рассказов Даниила Хармса. Я много думал, чем же он меня так завораживает. И понял, наконец. Любой писатель старается читателя погрузить в свой мир. Сделать так, чтобы читателю в этом мире было тепло и уютно. Или наоборот, резко и холодно, это зависит от того, о чем писатель пишет и что он хочет до читателя донести. Но реалистичность должна быть максимальной. Реалистичность – это ключ к сердцу читателя. Это та самая нить, за которую писатель ведет в свой мир и удерживает его в нем.
Как ни странен мир Хармса, как, порой, непонятен он, но он представляется мне настолько ярко, настолько реалистично, что я вырваться из него не могу, пока не прочитаю произведение до конца. А, упомянутый мною выше рассказ, делает этот мир настолько теплым и уютным, настолько сонно-волшебным, что не хочется его покидать, нет возможности сразу выйти из него даже после прочтения. И я, по инерции, продолжаю в нем жить. Это похоже на то состояние, которое возникает после глубокого сна, того сна, где снилось что-то прекрасное, снилось то, чего не бывает в жизни.
Какая нега, какая истома удерживает от полного пробуждения, как не хочется из этой неги выходить!
Мне в мире Хармса уютно. Мне в нем безопасно. Я могу себе позволить полностью расслабится душой в мире том, и душа моя отдыхает.
Многие художники изображают Даниила Хармса в стиле сюрреализма. Это и понятно.
В одном из своих монументальных произведениях Старуха главный персонаж (с которым, конечно же, ассоциируется сам автор), выражает свою ненависть к детям. Он в мыслях своих, строит им всяческие козни, придумывает страшные казни. Можно подумать, что всегда суровый с виду Хармс просто не любит детей. Однако это далеко не так. Сколько детских стихов написано этим суровым человеком, сколько любви и теплоты в этих стихах! Ну кто не знает знаменитой встречи сорока мальчиков и сорока девочек?
Так что нелюбовь персонажа к детям в Старухе иронична. И это нужно просто понимать.
Ушел человек, ушла эпоха. Но мир, в котором так много тепла, света, надежности и безопасности остался. И пусть он остается вечно!
Материалы по данной статье взяты из моих же собственных статей на ресурсах
и, возможно, на других сайтах.