Психолог Кичаев: для сохранения психического здоровья важно ограничить чтение новостей
По итогам второго квартала россияне стали чаще бояться диверсий, вооруженных мятежей, пожаров и наводнений, выяснили аналитики коммуникационной компании КРОС. В числе главных страхов оказались пищевые отравления, притеснение российских спортсменов и нашествие шелкопрядов. Как справиться с тревожностью и не воспринимать тревожные новости слишком близко к сердцу — в материале «Ямал-Медиа».
Россияне рассказали о своих страхах
Специалисты компании КРОС опубликовали доклад — в нем разобрали самые главные страхи россиян. Аналитики выяснили, что по итогам второго квартала чаще всего жители страны тревожились из-за диверсионной деятельности. Ключевую роль сыграли атака беспилотников на Москву и Подмосковье в конце мая, а также вылазка украинских диверсантов в Белгородскую область, покушение на писателя Захара Прилепина и взрыв в петербургском кафе, в результате чего погиб военкор Владлен Татарский (настоящее имя — Максим Фомин).
На втором месте в списке тревожностей оказалась попытка мятежа ЧВК «Вагнер». Несмотря на относительно быстрое решение проблемы, пользователи Сети еще долгое время обсуждали случившееся, строили догадки и выдвигали теории, что повлияло на общую ситуацию.
В тройке лидеров оказались стихийные бедствия, а дальше — опасения, связанные с контрнаступлением ВСУ, ядерными угрозами, пищевыми отравлениями. Выяснилось также, что россияне боятся насекомых и бродячих собак. Опрошенные оказались недовольны нашествием бездомных животных, непарного шелкопряда, горностаевой моли, саранчи, жука-полиграфа и других вредителей.
Абстрагироваться от негатива
Россиянам следует читать новости в определенное время, чтобы снизить тревожность, рассказал «Ямал-Медиа» психолог Александр Кичаев. По его словам, при ощущении страха необходимо задаться одним-единственным вопросом.
«Первый вопрос, который нужно себе задать, — как я могу повлиять на происходящее? Я знаю, что там, допустим, что-то где-то взорвали, какая-то угроза или еще что-то — лично я могу это предотвратить? Меня лично это будет касаться?» — объяснил эксперт.
Он уточнил, что при ответе на этот вопрос половина новостей будет восприниматься как обычный информационный фон без эмоционального воздействия.
«Если в процессе такого анализа выяснится, что все-таки на что-то я могу повлиять — например, на то, чтобы не находиться в потенциально опасных местах для падения ракет, беспилотников и так далее, я не могу повлиять [на ситуацию], <...> чтобы себя обезопасить — допустим, не бывать там-то, уехать оттуда-то и так далее», — добавил Кичаев.
Посмотреть на проблему со стороны
Некоторым людям не так просто эмоционально абстрагироваться от событий, рассказал собеседник «Ямал-Медиа». В этом случае им стоит представить картинку неблагоприятного события — например, падающий беспилотник.
«Мы представляем эту картинку вначале, она в действии, потом мы «делаем стоп-кадр» и обесцвечиваем [ее] — убираем движение и цвет. А потом, на третьем этапе «помещаем» его (кадр — прим. ред.) в рамку — как бы смотрим, что мы где-то на какой-то выставке, на стене висит эта картина в рамке, и мы ее рассматриваем», — заявил Александр Кичаев.
Он посоветовал принять позу наблюдателя — скрестить руки, подпереть голову и немного отстранить тело, будто бы всматриваясь в картину. По словам психолога, это очень действенная техника.
Соблюдать цифровую гигиену
Немаловажным в борьбе с тревожным состоянием Кичаев назвал соблюдение цифровой гигиены. Он объяснил, что нужно четно для себя определить, когда читать новости. Например, можно уделить этому по 15 минут утром и после обеда. По его словам, вечером это делать тоже допустимо, но не перед сном — будет бессонница.
«За два часа до сна я сделал последнее погружение в новостной поток, потом после этого я занимаюсь чем угодно — общаюсь, гуляю или же смотрю фильмы — желательно веселые, комедии или мелодрамы, не триллеры какие-то там, где убивают, мучают», — рассказал психолог.