Существует небольшой список гражданских профессий, к представителям которых на зоне изначально будут относиться чуть лучше, нежели к другим "коллегам". Рассказываю, что то за профессии такие.
Спортсмены
Довольно хорошее отношение со стороны остальных сидельцев к профессиональным спортсменам - особенно бойцовских видов спорта. Каратистов, боксеров, борцов.
Зэки, если дело происходит не на зоне строгого режима, иногда просят бойцов потренировать их или просто показать какой-нибудь прием. Да и просто держать свое тело в тонусе тоже для сидельцев важно.
Для спортсмена в тюрьме главное не держать себя выше других - на зоне такого поведения очень уж не любят. Так, например, сравнительно правильно и тихо сидел оба раза на зоне знаменитый Саша Емельяненко. Ни разу не ввязывался ни в какие разборки. Зато учил сокамерников правильно отжиматься. Короче, был обычным арестантом.
Знаменитые хулиганы Мамаев и Кокорин тоже на зоне пользовались уважением. Например, за то, что организовывали футбольные матчи между зэками.
Частные юристы
Обыкновенно ценятся и юристы - но только ясное дело, что не сотрудничали и не сотрудничают с государством. Ни в коем случае, не прокуоры, ясное дело.
То бишь, юристы частной практики и, тем более, адвокаты. Такие ребята и сами когда-то от тюрьмы людей спасали. И на зоне могут помочь правильно какое-нибудь важное ходатайство или иск составить.
Впрочем, тут все тонко. Если вдруг станет известно, что адвокат часто проваливал дела, особенно умышленно, если из-за его неграмотных действий загремело немало народу, то такому парню точно уважения на зоне не видать. А то и чего хуже...
Финансисты и прочие дельцы
Внезапно могут быть уважаемы на зоне финансисты, банкиры, бизнесмены - но только если совершили крупные финансовые махинации против системы, против государственного аппарата. Например, утащили крупную сумму из бюджета МВД. :)
Тем более - у таких состоятельных людей на свободе всегда остаются влиятельные друзья-родственники, что хорошо помогают своему бедолаге. Потому сидеть в одной камере с миллионером - мечта любого арестанта.
Например, пользовался авторитетом на зоне внезапно Михаил Ходорковский. Сокамерники уважительно именовали олигарха на вы и по имени-отчеству: Михаил Борисович. А также прощали ему некоторые мелочи: например, встал босыми ногами на стол, пытаясь залезть на свою верхнюю шконку.
Хакеры, компьютерщики, просто знатоки электроники
Эти ушлые ребята тоже могут пользоваться на зоне заслуженным уважением. Например, если могут починить или грамотно настроить тайно укрываемый в камере мобильный телефон.
Не стоит забывать и уровень "патриотизма" среди сидельцев. Если программист сей ломал, скажем, американские сервера, то определенно получит на зоне плюс-плюс к карме.
Тут главное, чтоб это хакер не был за какое-нибудь распространение ЦП осужден был. Иначе, его ждет участь педофила.
Творческие профессии
Некоторые творческие профессии: художники, писатели, музыканты. Эти ребята могут сделать хороший партак. Или же рассказать годные истории, спеть - сыграть задушевную песню, внеся хоть малое развлечение в скучную жизнь за решеткой.
Так, большим уважением пользовался на зоне молодой певец, будущая звезда шансона, Александр Новиков. Во многом еще и за железный характер за свои убеждения всегда готов был спокойно отправиться в карцер.
Вполне спокойно сидит на зоне для первоходов в ранге мужика и актер Михаил Ефремов. На зоне его уважают - зовут дядей Мишей.
Врачи
Авторитет по ту сторону колючки имеют и врачи - как спасающие жизни людей. Тем более, за решеткой, где явно не курорт, и где любые болезни обостряются донельзя.
На зоне врач может подсказать сидельцу, какие лекарства нужно принимать, как можно в местных условиях вылечиться. Ну или как наоборот легко в тюремную больничку правильно попасть. :)
Отношение к врачу может ухудшиться, если только, например, окажется, что сел он за халатность, из-за которой умер пациент. Или если сам на зоне не накосячит.
Боевые офицеры
Вообще военных на зоне сокамерники не особо любят - все же служили на главкума. Почти, что менты. Боже упаси, если из внутренних войск...
Но вот реальных боевых офицеров, отметившихся подвигами в горячих точках, обычно уважают. Тем более, что часто то такие ребята, которых не уважать себе дороже будет. И плюс еще с влиятельными друзьями на воле.
Так, например, сидел знаменитый полковник Буданов - мог поговорить, рассказать о войне, о жизни. Но вместе с тем легко мог и вступить в физическое противостояние с оппонентом, выйдя из оного победителем.
Учителя
Учителя пользуются авторитетом на зоне, как дающие свет знаний. И весьма тонкие психологи. В прошлом, когда немалая часть сидельцев еще была неграмотной, учителя помогали сокамерникам учиться грамоте. Или же просто писали за них красивые письма на волю.
В общем, главное, чтоб учитель загремел не за растление малолетних.
***
Понятное дело, тут все очень тонко и зависит от поведения и характера самого обладателя такой профессии. А также от статьи, от рода совершенного им преступления. То бишь, отметившийся в педофилии и пытающий сотрудничать с администрацией даже самый золотой врач вряд ли на зоне понятного низкого статуса избежит...