Найти тему

Правовая природа смарт-контрактов

Смарт-контракт в самом общем смысле представляет собой написанный при помощи компьютерного кода электронный протокол, основная задача которого заключается в передаче информации и обеспечении выполнения согласованных условий между сторонами.

Смарт-контракт - разновидность письменной (электронной) формы договора, особенность которой заключается в том, что воля субъекта выражается с помощью специальных технических средств в виде программного кода; при этом волеизъявление на заключение договора одновременно означает волеизъявление на его исполнение при наступлении определенных условиями договора обстоятельств.

При использовании технологии блокчейн (иных распределенных реестров) смарт-контракт хранится и дублируется в децентрализованном реестре, алгоритмы смарт-контракта определяются его исполняемым программным кодом внутри сети распределенного реестра. Поэтому, обладая доступом к общему распределенному реестру, участники могут проверить, что смарт-контракт функционирует в соответствии с предусмотренными условиями, что обеспечивает, по общему правилу, невозможность их изменения. Возможность заключения смарт-контрактов освобождает участников от необходимости составлять документы в традиционной письменной форме и предлагает альтернативу не вполне надежным способам передачи данных (электронная почта, работа в «облаке» и др.). Автоматизированное исполнение смарт-контракта позволит сторонам не беспокоиться об обеспечении исполнения такого обязательства.

Наиболее часто в среде юристов под термином «смарт-контракт» подразумевается правовой договор или элемент договора, который заключается в электронной форме с автоматизированным с помощью компьютерной программы исполнением возникшего обязательства.

Что касается специалистов в сфере программирования, они подразумевают под смарт-контрактом фрагмент кода, запрограммированный для осуществления определенных задач в случае выполнения некого предопределенного условия.

Есть две основные модели включения смарт-контрактов в договорное право:

1) обособленная модель смарт-контрактов, предусматривающая существование договора в традиционной письменной форме. В тоже время дополнительно к такому договору часть его условий будет внесена в смарт-контракт;

2) гибридная модель смарт-контрактов, которая соединяет часть договора в традиционной письменной форме, составленную, например, на русском языке, и часть договора, поддающуюся автоматизации, которая будет записана на одном из языков программирования. При этом часть договора, записанная на языке программирования, будет автоматически исполняться.

С точки зрения особенности его правовой природы смарт-контракт можно рассматривать в качестве:

1. Способа исполнения обязательства.

Так, в рамках реформы Гражданского кодекса РФ были внесены изменения в ст. 309, согласно которой условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки. Можно заключить, что данная норма опосредует использование в гражданском обороте такой правовой конструкции, как смарт-контракт, однако сам этот термин закон не употребляет.

В то же время смарт-контракт является способом исполнения лишь тех обязательств, в которых передача имущественного предоставления происходит в виртуальном мире с помощью соответствующих технических средств. В случае, когда непосредственное исполнение обязательства будет осуществляться в реальном мире (например, передача вещи, выполнение работы и др.), смарт-контракт может быть лишь элементом гражданско-правового договора и в том числе будет выполнять функцию обеспечения исполнения обязательства.

2. Способа обеспечения исполнения обязательства.

Особенностью смарт-контрактов является, по общему правилу, невозможность отмены или изменения автоматического исполнения договора. Учитывая, что п. 1 ст. 329 ГК РФ не устанавливает исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, представляется, что такая особенность смарт-контракта позволяет отнести его к непоименованным способам обеспечения исполнения обязательств;

3. Типовой договорной конструкции.

Следует отметить, что с помощью смарт-контракта можно заключить совершенно различные гражданско-правовые договоры: договор купли-продажи, мены, страхования и др. Таким образом, смарт-контракт может быть отнесен к так называемым типовым до-говорным конструкциям (как, например, публичный договор (ст. 426 ГК РФ), договор присоединения (ст. 428 ГК РФ), предварительный договор (ст. 429 ГК РФ)), которые, по общему правилу, могут быть применены к любым видам договорных обязательств, которые обладают необходимой совокупностью признаков, присущей конкретной типовой договорной конструкции;

4. Разновидности письменной (электронной) формы сделки.

Согласно абз. 2. п. 1 ст. 160 ГК РФ письменная форма сделки считается соблюденной в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

В смарт-контрактах часто оферта представляет собой веб-страницу, которая содержит предложение заключить договор со ссылкой на программный код, подписанный закрытым ключом оферента и размещенный в распределенном реестре. Представляется, что компьютерную программу можно признать видом письменной (электронной) формы сделки.

Следует отметить, что достаточно часто проблемой применения смарт-контрактов в гражданском обороте называют отсутствие или недостаточность эффективного законодательного регулирования данной конструкции.

Принцип действия смарт-контракта заключается в следующем: содержание договора записывается в виде кода в компьютерной программе, отслеживающей и обеспечивающей исполнение обязательств. Стороны сделки прописывают в таком контракте условия, а также санкции за их невыполнение.

На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное понятие «смарт-контракт». Законодатель уточняет, что иных норм, которые регулировали бы заключение смарт-контракта, не требуется, поскольку необходимые нормы уже существуют в ГК РФ.

Очевидно, что нормы ст. 420-434 ГК РФ нисколько не противоречат заключению смарт-контрактов. Так, для заключения и обычных договоров, и договоров с применением ИТ-технологий необходимо соглашение двух или нескольких лиц, между которыми будет достигнуто соглашение по поводу существенных условий. Договор в любом из его проявлений, в письменной или электронной формах, будет заключен только с направления оферты одной стороной и ее акцепта другой. Статьей 434 ГК РФ также закреплено, что договор может быть заключен путем обмена электронными документами, передаваемыми по связи и с достаточной точностью способными заверить, что данное предложение исходит от лица, которое является стороной в договоре.