Найти в Дзене
Белорус и Я

Загадка из XVII века: что делают в одном саркофаге останки двух Радзивиллов!

Оглавление
Когда учёные открыли 5-й саркофаг, они в восторге ахнули
Мы продолжаем наше путешествие по одной из крупнейших в мире родовых усыпальниц – крипте белорусской жемчужины, Несвижского замка. Сегодня речь пойдёт о загадке самого красивого саркофага

Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ

Останки двоих в одном саркофаге?! Реально?!

Вот и пришло время нам с вами, дорогие друзья, снова окунуться в тайны и загадки радзивилловской крипты в Несвиже. С вами снова Сергей Чистяков, и сегодня нас ждёт попытка разрешить очередную интересную загадку.

Среди захоронений, которые мы, исследователи крипты, относим к так называемым захоронениям первой волны, особо выделяется саркофаг, который зафиксирован в общепринятой нумерации под номером 5. Однако прежде чем мы начнём наши исследования, нам надо разобраться в некоторых вопросах генеалогии.

Идентификационная таблица 1905 года. Сркофаг №5.
Идентификационная таблица 1905 года. Сркофаг №5.

Согласно таблице с инскрипцией в стене над саркофагом, а так же согласно данным на деревянной таблице 1905 года на самом саркофаге, захоронение №5 принадлежит одному из сыновей основателя крипты Николая Христофора Сиротки, Альбрехту Владиславу Радзивиллу.

Альбрехт Владислав Радзивилл
Альбрехт Владислав Радзивилл

Альбрехт Владислав Радзивилл (1589 – 1636), был вторым сыном Сиротки, и настоящим продолжателем традиций, заложенных его славным отцом. Это был весьма колоритный персонаж, с панковской причёской «ирокез» при превосходном образовании и широчайшем кругозоре. Учился будущий III ординат несвижский в иезуитских коллегиумах Несвижа, Бранёво и Аугсбурга, очень много путешествовал. Он вошёл в историю как один из самых крупных собирателей произведений искусства и землевладельцев своего времени, как участник войн, и как обладатель множества титулов и должностей. Без всякого сомнения, это был так же и один из самых богатых людей своей эпохи.

Однако и эта яркая жизнь пришла к своему логическому завершению. Альбрехт Владислав умер 20 июля 1636 года в своей резиденции в Чернавчицах (ныне в Брестском районе Брестской области РБ), а уже 20 октября был похоронен в фамильной крипте в Несвиже.

Саркофаг№5 перед началом исследований.
Саркофаг№5 перед началом исследований.

И вот нам предстояло изучить саркофаг столь знаковой и столь значимой личности в истории этого государства. Сам саркофаг №5 представляет собой настоящее произведение искусства. Его корпус покрыт позолотой и росписью, его части декорированы фигурными рельефными элементами.

Фрагмент росписи боковой части саркофага №5.
Фрагмент росписи боковой части саркофага №5.

Правда при всём восхищении работой мастеров начала XVII я был несколько смущён довольно небольшими размерами саркофага. Но тогда, под впечатлением от предстоящей интересной работы я просто не обратил особого внимания на проскользнувшую в моей голове мысль, а зря…

Как все другие саркофаги этот был так же пылен и грязен. Только после извлечения его под софиты и небольшой обработки он заиграл своими великолепными красками.

Оказалось, что саркофаг выполнен из дорогой меди, имеет шесть литых бронзовых ручек, украшен рельефным декором и покоится на шести кованых ножках. К огромному сожалению, декор ножек находится в плачевном состоянии и отделён от основной конструкции.

-6

Золоченные боковые панели покрыты росписью с изображениями ангелов и растительного орнамента. На торцевых сторонах саркофага также присутствуют изображения ангелов. С одной стороны ангелы держат княжескую корону, а с другой стороны присутствует изображение ангела пускающего мыльные пузыри.

Фрагмент росписи торцевой стороны саркофага №5.
Фрагмент росписи торцевой стороны саркофага №5.

Всё эти элементы несут символическую нагрузку. Корона символизирует власть и статус, а вот мыльные пузыри всегда были символом связанным со смертью и погребением. Ангелы же связывают воедино символику, определяя её частью христианской погребальной традиции.

Фрагмент росписи саркофага №5.
Фрагмент росписи саркофага №5.

Сам саркофаг деформирован в нескольких местах. Ложе и крышка саркофага дополнительно скреплены металлической стяжкой в более поздний, относительно времени создания объекта, период. При монтаже этих креплений были повреждены боковые панели ложа саркофага, так как возникла необходимость проделать в них сквозные отверстия. Эти действия нанесли серьёзный ущерб сохранности уникального саркофага. Он уцелел без глобальных разрушений только благодарая массивному кованому каркасу, который имеет крепление из заклёпок, и к которому надёжно крепятся остальные детали.

Кованая рама саркофага №5 с заклёпками.
Кованая рама саркофага №5 с заклёпками.

Попасть внутрь оказалось нелегко. Вековая ржавчина сковала старинный висячий замок, и открыть его не повредив, стоило больших усилий.

Как только крышка была снята, у всех допущенных к таинству вырвался вздох восхищения! Впервые мы увидели внутренний гроб с прекрасно сохранившейся внешней обивкой. Ткань на крышке выцвела и потускнела, однако тщательность, с которой была выполнена работа древним мастером, очень впечатляла. Красивая и дорогая тесьма скрывала места соединений, а обивочные гвозди с большими шляпками были аккуратно расположены вдоль линий крепления материи.

Внутренний гроб саркофага №5.
Внутренний гроб саркофага №5.

Исследования боковых поверхностей гроба дали возможность установить и первоначальную цветовую гамму внешней обивки. Это был великолепный малиновый шёлк, густого и насыщенного цвета.

Когда описание и изучение внешней поверхности гроба было завершено, настал кульминационный момент, и крышка покинула своё вековое пристанище.

И снова раздался возглас, но на этот раз это был возглас удивления. В гробу лежал… ребёнок! Это открытие на некоторое время буквально лишило дара речи нашу команду.

Когда первый шок миновал, и все понемногу пришли в себя, началась работа.

Прежде всего необходимо было всё описать и зафиксировать, после чего настало время осмотра предметов, сопутствующих захоронению. В гробу сохранилась внутренняя обивка из светлой ткани, на самой мумии был надет лишь длинный светлый саван с трёхчетвертными рукавами.

Погребальный саван из захоронения №5.
Погребальный саван из захоронения №5.

Прикрывая нижнюю половину ног мумии, лежал предмет, который поначалу казался грязным комком тряпья, но каково же было наше изумление, когда эта куча тряпья оказалась великолепным дублетом XVII века! Чуть позже были обнаружены и рукава из жёлтого шёлкового атласа.

Положение дублета в захоронении №5.
Положение дублета в захоронении №5.

Сам дублет (камзол особого кроя) представляет собой настоящее произведение портняжного искусства, и стоил в своё время немалых денег. Размеры дублета подтверждают, что индивид, обнаруженный в саркофаге №5, был подростком: обхват груди дублета составляет всего 40 см, обхват рукава – 10 см (обхваты даны в половинном размере), высота спинки – 35 см, длина по линии плеч и рук – 56 см. По всей поверхности камзола присутствует вышивка и аппликация из шнура. Он застёгивался на 36 металлических крючков, а для дополнительных креплений использованы медные булавки.

Дублет из саркофага №5.
Дублет из саркофага №5.

Весьма необычным оказалось то, что части мумии ниже колен не сохранились. Зато в нижней части гроба обнаружились отдельно лежащие кости, которые при осмотре оказались двумя бедренными костями взрослого мужчины, а так же было установлено наличие разрозненных костей стоп. Так же у мумии были выявлены нарушения целостности кожных покровов и забальзамированных мышечных тканей на локтевых сгибах и кистях рук. Если перевести всё это на обычный разговорный язык, то в гробу оказались так же частично останки ещё одного человека, но кто это был, узнать мы уже врядли сможем. При нашем техническом оснащении двух бедренных костей и фрагментов стоп для этого, к сожалению, было недостаточно.

Дублет. Вышивка и аппликация из шнура из захоронения №5.
Дублет. Вышивка и аппликация из шнура из захоронения №5.

Я буквально слышу удивлённые нотки в ваших вопросах. Мол, как? А анализ ДНК что, нельзя сделать? Можно, конечно же! Но вот вопрос, стоит ли овчинка выделки? Я поясню. Мы имеем дело с фамильной усыпальницей! Это значит, что практически все останки индивидов мужского пола будут принадлежать представителям одной фамилии! Анализ ДНК лишь подтвердит то, что мы и без того знаем.

Место забора проб для анализа ДНК. Захоронение №5.
Место забора проб для анализа ДНК. Захоронение №5.

Но я абсолютно с вами согласен в том, что любая возможность должна быть использована. Поэтому мы всё же осуществили забор костного материала для проведения анализа ДНК. Так же нам посчастливилось найти зуб, который выпал из челюсти мумии с течением времени, и находился во рту. Было точно установлено, что зуб принадлежит данной мумии, после чего он был присоединен к материалам для проведения ДНК-тестов.

Дальнейшее обследование показало, что следы на голове мумии свидетельствуют о том, что после погребения на ней присутствовал некий головной убор, возможно чепец, который не был обнаружен среди предметов сопутствующих захоронению. Ещё одна загадка…

Следы головного убора на мумии из захоронения №5.
Следы головного убора на мумии из захоронения №5.

Но кто знает! Ведь если разобраться, то это может быть как раз указанием на отгадку! Если при обследовании других саркофагов будет найден головной убор с необходимыми характеристиками, это может стать деталью, подтверждающей факт нахождения данной мумии в чужом саркофаге, что мы уже наблюдали. Но, не будем гадать и забегать вперёд.

Что касается повреждений кожного покрова, которые во множестве прослеживаются на теле мумии, то в большинстве своём это результаты деятельности насекомых и грызунов.

Рука мумии. Саркофаг №5.
Рука мумии. Саркофаг №5.

Детально был обследован и саван, в который было одето тело. Как и в предыдущих захоронениях на нём в изобилии обнаружились следы свечного воска. Причину этого я подробно объяснял в предыдущих публикациях. Напомню: "... для обследования захоронений члены комиссии 1905 г. использовали свечи, что и стало результатом появления многочисленных следов воска на объектах".

Следы воска на саване из захоронения №5.
Следы воска на саване из захоронения №5.

Внутренний гроб, как оказалось, не имел дна. Останки покоились на прослойке из опилок, которые были просеяны, на случай нахождения в них мелких предметов. Именно так были выявлены кости стоп и некоторые из медных булавок, которые использовались при закреплении деталей дублета.

Прослойка из опилок. Захоронение №5.
Прослойка из опилок. Захоронение №5.

После осмотра, изучения и фиксации, все предметы были возвращены в очищенный саркофаг.

Исследование данного объекта породило больше вопросов, чем ответов. В качестве рабочих версий рассматривалась вероятность того, что юноша, покоящийся в саркофаге №5, вполне может оказаться сыном Сиротки Христофором Николаем, или даже одним из его рано умерших внуков. Однако ответ на этот вопрос могут дать только более детальные исследования с применением современных неинвазивных методов исследования. Остаётся лишь надеяться, что эта тайна будет раскрыта исследователями, в арсенале которых будут более современные технологии. Ну а нас с вами, дорогие друзья, ждут новые загадки древней крипты в Несвиже. Как говорится, продолжение следует…

Предыдущие материалы, об истории крипты Несвижского замка и о его "обитателях":

-23

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»

Фото автора

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3