Найти тему
Белорус и Я

Откуда в несвижском сарокофаге XVII века взялись современные чулки

Оглавление
Мы продолжаем наше путешествие по таинственному миру мумий. Как вы уже знаете из наших публикаций, друзья, для этого совершенно не обязательно отправляться в Египет. Нас снова ждёт старинный и прекрасный Несвиж!

О том, как мужчина в саркофаге оказался женщиной

Фрагмент алтаря с инскрипцией
Фрагмент алтаря с инскрипцией

Несвижский костёл Наисвятейшего Божьего Тела, в котором находится знаменитая крипта Радзивиллов, сам по себе является уникальнейшим памятником XVI столетия. Это первая постройка в стиле барокко в Восточной Европе, дошедшая до нас практически без изменений.

Если вам кто-то скажет, что 3d изображения являются современным изобретением, не верьте на слово. Просто приезжайте в Несвиж, зайдите в костёл, и … добро пожаловать в 3D XVIII века! Гризайль, полихромная и монохромная монументальная живопись по праву считается одним из шедевров изобразительного искусства.

Образец гризайльной живописи в храме
Образец гризайльной живописи в храме

Фрески костёла поражают, восхищают, и заставляют крышу ехать в произвольном направлении! И хотя найти вход в крипту с изрядно съехавшей от восхищения крышей задача не из лёгких, я вам помогу.

Следуем за мной! Так, проходим по левой стороне костёла по боковому нефу до красивого мраморного алтаря Христа. Его называют так же Княжеским алтарём, из-за того, что перед ним крестили и отпевали всех мужчин из рода князей Радзивиллов.

Княжеский алтарь
Княжеский алтарь

Этот алтарь заказал в Венеции основатель костёла и крипты Николай Христофор Радзивилл Сиротка ещё в XVI столетии. На древнем мраморе есть подпись мастера Чезаре Франко, она и есть ориентир. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть ступени, ведущие куда-то под алтарь. Именно там находится вход в таинственную крипту.

Подпись мастера на алтаре Христа
Подпись мастера на алтаре Христа

По узкому коридору, именуемому дромосом, мы спускаемся в прохладное полуподвальное помещение костёла. Небольшой алтарь Непорочного зачатия, старинные кованые решётки и множество гробов. Их так много, что мысли невольно начинают течь в сторону вечности.

Фресковое изображение на своде дромоса.
Фресковое изображение на своде дромоса.

Комплекс из центральной галереи и пяти склепов крипты формировался с конца XVI века на протяжении двух с половиной столетий. Нынешний вид усыпальница приобрела лишь во второй половине XVIII века.

Алтарь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в крипте костёла
Алтарь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в крипте костёла

Итак, мы наконец снова в крипте, и продолжаем извлекать на свет Божий тайны древних саркофагов!

Старинные кованые решётки в критпе.
Старинные кованые решётки в критпе.

Одним из самых загадочных оказался большой дубовый саркофаг, на табличке которого значилось, что в нём погребён сын Сиротки Христофор Николай. Да-да, тот самый, который учился в итальянской Болонье, и который умер там от оспы, прожив чуть больше 16 лет. В общепринятой нумерации этому захоронению был присвоен №3.

Таблица на саркофаге №3. 1905г.
Таблица на саркофаге №3. 1905г.

Изучение любого объекта в крипте начинается с подробного изучения его положения, окружения, снятия размеров и подробного описания. В наше время уже не обойтись и без съёмки на фото и видео. Если на саркофаге сохранилась свинцовая гербовая пломба 1905 года, она аккуратно снимается.

Свинцовая пломба с датой 1905г.
Свинцовая пломба с датой 1905г.

Затем, столь же аккуратно снимается оплётка из стальной проволоки, и вот уже массивная дубовая крышка открывает нам доступ к неизведанным доселе тайнам.

Саркофаг №3
Саркофаг №3

Внутри оказался гроб, который со всеми предосторожностями был извлечён из своего кокона-саркофага и установлен под яркие софиты.

Саркофаг и гроб №3
Саркофаг и гроб №3

Каково же было наше изумление, когда вместо мужской мумии, мы обнаружили там…останки молодой женщины! Естественно, установить гендерную принадлежность останков без подробного визуального осмотра невозможно, но розовая наволочка с бантами и рюшами, множество кружев, практически не оставляли сомнений в том, что перед нами дама.

Подушка с шёлковыми бантами и кружевными рюшами. Саркофаг №3.
Подушка с шёлковыми бантами и кружевными рюшами. Саркофаг №3.

Всех интересовал вопрос, почему же таблица на саркофаге даёт столь неточные сведения! Основываясь на опыте изучения саркофагов в прошлом, пришли к выводу, что налицо чисто человеческий фактор. Таблички, которые не закреплены на саркофагах могли быть просто перепутаны, что в нашей ситуации обернулось ощутимым шоком.

И вот наконец перед нами предстала она! Но кто она? Как давно покинула сей мир и почему? Ответы лежали перед нашими глазами, нам оставалось их только найти.

Булавки из серебра для крепления бантов. Саркофаг №3.
Булавки из серебра для крепления бантов. Саркофаг №3.

Это были скелетированные останки… Проще говоря, это была не мумия в общепринятом понимании. Точнее, теперь это была уже не мумия. Поясню. Гроб с телом и сам саркофаг обычно обрабатывали гипсом на местах зазоров и соединений. На саркофаге №3 мы нашли лишь следы этих работ, а сам гипсовый барьер отсутствовал. Это значит, что доступ чрезмерно влажного воздуха внутрь был неограничен очень долгое время, что не могло не сказаться на состоянии останков.

Декор мест крепления ручек. Саркофаг №3.
Декор мест крепления ручек. Саркофаг №3.

не всякого сомнения большую роль сыграли и другие факторы, такие как качество бальзамирования и состояние тела на момент проведения процедуры. Бандажи на останках отсутствовали изначально, что дало возможность предположить, что бальзамирование могло носить косметический, а не базовый характер.

Что удивило ещё? Да много чего! Одежда на останках частично относилась к периоду (страшно подумать) промышленного производства! Да, мы и раньше знали, что во время комиссии 1905 года некоторые останки были переодеты, но увидеть своими глазами фабричные панталоны и чулки на останках как минимум XVII века, это братцы я вам скажу впечатлений через край!

Когда, наконец, с одеждой и пеленами было покончено, заметили ещё одну очень интересную особенность. Подушка была покрыта каплями воска! Да-да, обычного свечного воска! Мало того, как потом выяснилось, он находился даже на месте, где лежала голова!

Я прекрасно знал, что электрическое освещение провели в храм и в крипту в 1939 году. Мне посчастливилось даже застать не только эту «родную» проводку, но даже работающие включатели того периода. Сопоставив факты стало понятно, что при работе комиссии в 1905 году, для освещения пользовались канделябрами с множеством свечей (об этом говорит характер расположения пятен воска), которые и оставили следы на ткани.

Но как же следы воска оказались под головой умершей? Тут всё просто. Раз останки переодевали, значит их должны были извлекать из гроба, тем более, что ткань наволочки так же относится к началу ХХ столетия, а значит подушку так же извлекали. Вот так и попали капли воска почти на всё содержимое гроба.

Головная часть содержимого саркофага №3.
Головная часть содержимого саркофага №3.

Первое впечатление о женском захоронении нашло уже очевидное подтверждение при обследовании останков. Первичные гендерные признаки оказались, что называется налицо. Длинные рыжеватые волосы на голове, некогда собранные в причёску, строение таза, не оставили сомнений в принадлежности останков к представительнице прекрасной половины человечества.

Бант и рюши на подушке. Саркофаг №3.
Бант и рюши на подушке. Саркофаг №3.

А вот приблизиться к пониманию того, чьи же останки оказались перед нами, помогла совершенно интересная особенность строения зубов. Ваш покорный слуга обратил внимание на то, что все зубы имеют ряд характерных параллельных проточек. Поначалу казалось даже, что это было прижизненное преднамеренное вмешательство (как раньше у викингов). Пришлось обратиться к специалистам кафедры стоматологии Минского мединститута. И ответ был найден! Реальность как это часто случается, удивила больше всех предположений!

Гипоплазия зубной эмали индивида из саркофага №3.
Гипоплазия зубной эмали индивида из саркофага №3.

Есть в медицине такое труднопроизносимое понятие как гипоплазия зубной эмали. Чаще всего её проявления относятся к периоду внутриутробного развития, но иногда они могут проявляться и после того как человек выходит в новый мир. Причин недостатка кальция в организме может быть множество, от плохого питания до многочисленных родов. Именно в последнем случае кальций, уходя в плод, не даёт нормально формироваться зубной эмали. Этот процесс не только может часто повторяться при последующих родах, но и усугубляться, что и приводит к неравномерному формированию зубной эмали.

Монохромная роспись колонн костёла Божьего Тела
Монохромная роспись колонн костёла Божьего Тела

Вы спросите, чем это смогло нам помочь? Что ж, я вам расскажу. Судя по местоположению саркофага, данное захоронение должно было относиться к периоду начала существования крипты, то есть к концу XVI - началу XVII столетий.

Если посмотреть на генеалогию рода, то в то время в усыпальнице было произведено лишь одно захоронение, которому могут соответствовать признаки гипоплазии зубной эмали. Это захоронение супруги основателя крипты Николая Христофора Радзивилла Сиротки, Эльжбеты Евфимии Вишневецкой.

Жена Сиротки Эльжбета Вишневецкая
Жена Сиротки Эльжбета Вишневецкая

Документы свидетельствуют о её слабом здоровье, а главное о том, что она к моменту смерти в возрасте 26 лет, родила своему супругу девятерых детей, что вряд ли можно считать рядовым раскладом жизни.

Портреты и описание Эльжбеты дают нам пусть и не совсем полную, но всё же понятную картину. Рост, цвет волос, телосложение останков вполне соответствуют этим данным. Но самое главное то, что специалисты-антропологи установили возраст смерти данного индивида, и он оказался как раз в границах 25-27 лет.

Вид на содержимое саркофага №3 при вскрытии.
Вид на содержимое саркофага №3 при вскрытии.

Ослабленный организм молодой женщины просто не успевал оправиться от очередной перенесённой беременности, прежде чем следовал новый стресс, каждый раз влёкший за собой всё более серьёзные последствия для организма. Финал был предсказуем, и в 1596 году молодая женщина скончалась…

Первоначально останки Эльжбеты нашли упокоение в костёле первого в Великом Княжестве Литовском женского монастыря бенедиктинок. Там же были похоронены и две рано умершие дочери княгини. Впоследствии останки супруги основателя замка и усыпальницы были перенесены в крипту под костёлом.

Вид на апсиду и вход в крипту монатыря бенедиктинок в Несвиже.
Вид на апсиду и вход в крипту монатыря бенедиктинок в Несвиже.

***

Большинство людей не без основания считают, что не стоит тревожить покой умерших, и я с этим полностью согласен. Однако когда Сиротка создавал крипту в Несвиже, он задумывал сохранить останки своих потомков для будущих поколений, превратив костёльные подземелья в уникальный мемориальный памятник.

Безжалостное время, высочайшая влажность в 90%, которая царила в крипте до проведения реставрации, грибок и плохая вентиляция, всё это способствовало очень быстрому переходу этого бесценного наследия в небытие.

Росписи купола и парусов костёла Божьего Тела в Несвиже
Росписи купола и парусов костёла Божьего Тела в Несвиже

Исследования дали возможность изучить и законсервировать часть объектов усыпальницы, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение, а так же собрать материал для составления проекта реставрации. Кстати, некоторые из сохранённых предметов можно и сейчас видеть на выставке «Castrum doloris» в несвижском замке, и это уникальная возможность с ограниченным сроком действия. В скором времени эти сохранённые реликвии вернутся в саркофаги своих хозяев, чтобы и дальше сопровождать их во время путешествия в Вечность.

А на сегодня у нас всё. В следующем материале, друзья, я обязательно познакомлю вас с новыми тайнами знаменитой крипты в Несвиже. Делитесь мнениями, погружайтесь в историю, комментируйте, задавайте вопросы, и, конечно же, подписывайтесь на Дзен!

-24

Предыдущий материал, об истории крипты Несвижского замка и о загадке безымянного саркофага:

Продолжение следует

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник

Фото автора

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства

Топ-3