Всё путешествие по Карелии было предпринято нами постольку поскольку и было посвящено единственной цели: попасть на Валаам. Те, кто следил за моими предыдущими публикациями, знают, что практически четверть жизни я проработала летние месяцы на острове экскурсоводом. Но так сложилось, что это был в основном август, иногда часть сентября. Поэтому моей давней мечтой было попасть на Валаам на праздник преподобных основателей обители Сергия и Германа 11 июля. В этот день и накануне совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом. После рождения детей на Валааме я не была. Т.е. 7 лет прошло без этого чудесного места. И, конечно, я очень хотела снова побывать на острове. В этом году так совпало, что отпуск мужа пришёлся аккурат на преподобных, и появился шанс попасть на праздник в монастырь. В итоге воплотить в жизнь эту задумку так и не удалось: нас записали только на 11-часовой метеор, который пришёл к Валааму уже после окончания литургии. Но это не помешало нам повести на острове три замечательных дня и побывать на службе на апп. Петра и Павла.
Про Валаам я уже довольно много писала, поэтому сейчас не буду подробно рассказывать о его святынях, достопримечательностях, людях и природе, а поделюсь впечатлениями от изменений, которые произошли с островом и монастырём за это время. Сразу оговорюсь, что видели и успели мы очень мало. С детьми весьма сложно перемещаться на большие расстояния. Поэтому мы не смогли посетить ни один из недавно восстановленных или вновь построенных скитов. Лишь прошли маршрутом "Скиты Валаама" (Воскресенский, Гефсиманский и Коневский скиты, гора Елеон, монастырская ферма и часть главной монастырской дороги от Иордана до Владимирского скита), Центральную усадьбу и Никольский скит, а также посидели на берегу внутреннего озера за Владимирским мостом.
И тут очень много разных впечатлений.
С одной стороны, в глубине острова, вдали от туристических маршрутов Валаам всё тот же. Пронзительная, звенящая тишина, мир, покой и молитва. У дороги вблизи Лещевого озера (= Мёртвого моря) построили новую деревянную часовню.
С другой, паломническо-туристический Валаам стал совсем другим. Лучше, комфортнее, удобнее. И от этого, как это ни парадоксально, грустно.
Всё то время, что Валаам был частью моей жизни, он изменялся. Сперва он был недореставрирован, электричество поступило от дизельной электростанции, отключалось на ночь, жить и экскурсоводами, и паломникам приходилось в достаточно стеснённых условиях. Постельное бельё паломники должны были привозить с собой. Большая Зимняя гостиница в основном была заселена местными мирскими жителями, для паломников была выделена сперва Летняя деревянная гостиница, которая впоследствии сгорела и на её месте была построена современная гостиница "Славянская", потом верхний этаж Зимней гостиницы ("Мансарда"). Уже после того, как я перестала работать на острове, она тоже сгорела, и теперь после отселения местного населения в Сортавала, здание гостиницы полностью перешло к монастырю, отреставрировано и используется по исходному назначению.
Вокруг гостиницы высажены цветы и новые туи на месте старых, видимо, пострадавших от пожара и реставрации.
В лиственничных посадках у бокового флигеля проложены тропинки и поставлены лавочки.
Что ещё бросилось в глаза, так это обилие кафе и даже ресторан. Поэтому один из дней у нас оказался посвящён паломничеству по пунктам питания. Из новых локаций - кафе появилось не только в Нижнем саду, но и на Певческом поле.
В правом флигеле Зимней гостиницы открыли ресторан "Шишкин", названный в честь известного художника, который часто бывал на острове и написал здесь ряд картин. Даже в относительно новой постройке напротив Никольского скита, которая позиционировалась как часовня Всех Валаамских святых, открыта чайно-сувенирная точка.
Во внешнем каре келейный корпусов, где раньше работали различные монастырские мастерские открыт магазин, продающий копченую рыбу, выращиваемую в садках в Малой Никоновой бухте, выпечку и чай. Рядом в палатке продаётся йогурт и сыр монастырского производства. Все, кстати, очень качественное и вкусное.
Во многих местах (например, по пути к Никольскому скиту и у часовни блаж. Ксении Петербургской) появились бесплатные биотуалеты.
С одной стороны, это плюс. Жизнь туристов стала комфортнее. Все новшества выполнены в стиле конца XIX - начала XX в. и смотрятся вполне гармонично и красиво. Монастырь получает денежку. Как известно, церковь должна содержать себя самостоятельно, государство денег на это не выделяет, а хозяйство на Валааме большое и требует значительных средств для поддержания.
Но, с другой стороны, становится немного грустно. Если раньше поездка на Валаам была, можно сказать, подвигом, паломники приезжали на остров, ходили и молились, то сейчас это своего рода отдых и развлечение: можно погулять по красивым местам, с комфортом отдохнуть, посидеть, расслабиться, заодно зайти в монастырь. Но молитвы в этом нет. Не для тех, кто на острове живёт. У них всё осталось по-прежнему. А для тех, кто приезжает на один, два, три дня.
Не исключаю, что в период расцвета монастыря в XIX веке было что-то подобное. Все-таки не зря была выстроена по проекту А. М. Горностаева великолепная Зимняя гостиница. Но в сравнении с Валаамом 10-20-летней давности, когда жизнь на острове была подвигом и преодолением, мне стало недоставать аскетизма.
На Дзен-канале Валаамского монастыря есть упоминание о том, что, по предсказанию старцев, в последние времена будут жить "в монастырях как в миру, а в миру — как в аду". И что уже две тысячи лет каждое поколение христиан считает, что последние времена настали. Похоже, мы не исключение.