Найти тему

О крещении простыми словами

Начать хочется с того, что крещение — это таинство. Еще его называют таинством второго рождения, человек рождается в жизнь вечную, имя человека вносится в книгу жизни. Обряд, это внешнее действие, например, как искупать, как повернуться и так да-лее. Таинство значит, что происходит нечто таинственное, то, что мы не видим и может даже иногда не совсем понимаем, но что-то обязательно происходит. А что происходит? Чем отличается человек крещеный от некрещеного? Попробуем разобраться. 

Имя Адам переводится с еврейского, как "земля". Создал Бог человека из праха земного (Быт. 2.7). Образно можно сказать, что у каждого человека душа по отношению к Богу подобна земле. У одного она жесткая, как камни. У другого плотная, как глина и ни-чего не хочет в себя принимать, можно гидроизоляцию сделать. У третьего, наоборот, как песок, все проходит, но ничего не остается. У четвертого, как земля плодородная, принимает и взращивает семя, у кого в 30, у кого в 50, у кого в 100 раз. Но мы понимаем, что какой бы хорошей не была земля, если в нее не посадить культурное семя, то будут расти только пышные сорняки. 

Так вот, в крещении мы просим, чтобы Бог посадил в эту «почву» семечко жизни вечной – дар Духа Святого. Это то, чем отличается человек крещеный от некрещеного. Другими словами, мы просим у Бога талант веры. Таланты бывают разные. У кого-то та-лант к музыке, у кого-то талант к рисованию, у кого-то к пению. Причем, даже внутри од-ного таланта степени бывают разные. Бывает так, что ребенок с детства понимает музы-ку, говорят у него тонкий слух. А у кого-то «медведь на ухо наступил». А бывает так, что у ребенка талант особенный. Например, Бах или Бетховен. Про таких говорят, что это ребе-нок особенный. Он гулять не ходит, на санках не катается, со сверстниками ему не инте-ресно. Сидит и целыми днями гаммы долбит. Еще писать буквы не умеет, а за ним уже музыку записывают. Вырос. Женился. Жить с таким одна мука. Ему ничего не интересно кроме своего таланта. Но зато весь мир его произведения слушает. То же самое бывает и с верой. Один с детства сразу чувствует, что Бог есть и даже объяснять не надо. Вырос, прочитал Библию, все по полочкам для себя расставил. Бывает так, что человек ничего не чувствует, ему только математические доказательства подавай. Причем высшую ма-тематику тоже учить не хочет. Про таких говорят – атеист. А бывает у человека такой та-лант веры, как например, у Сергия Радонежского или Серафима Саровского. Про таких говорят, что это ребенок Божий. Гулять он не ходит. Со сверстниками ему не интересно, на санках он тоже не катается. Сидит и целыми днями псалтирь читает. Вот это ему ин-тересно. Вырос и вообще в монастырь ушел. Живет отшельником. Но зато весь мир по-том у него советы спрашивает. Так вот, в крещении мы просим у Бога дать человеку та-кой талант, сколько может вместить его душа, по максимуму. 

А что обозначало слово талант во времена Христа? Я обычно задаю этот вопрос крестным перед крещением. Такой своеобразный тест на то, читают ли они Евангелие. К сожалению, редко кто отвечает правильно. А ведь Евангелие, это как закон Конституции будущего века. Вроде все хотят попасть в Царство Небесное, а вот знать его законы по-чему-то считают необязательным. Хотя сейчас это так просто. Поставил на телефон при-ложение «Библия», «Евангелие» и утром или пред сном вместо того, чтобы В Контакте сидеть просто по одной страничке Нового Завета прочитывать. За полгода уже все про-читаешь. А с пятого раза даже понимать начнешь, вопросы появятся. Нужно сказать, что слово "талант" в первом веке имело не совсем то значение, которое принято сейчас у нас. Тогда талантом называли денежную единицу, достаточно крупную сумму денег. Так вот, представим, что родители пришли к Богу, чтобы просить у Него для своего ребенка в крещении талант. Это несколько похоже на то, как люди приходят в банк, чтобы взять кредит. Но когда крестят младенца, ситуация усугубляется тем, что проситель сам еще не дееспособный, он не знает нужно ему это или нет, хочет он или нет. А уж о вере и го-ворить нечего. А вера должна являться определяющим условием. «Приходящему надле-жит веровать, что Бог есть и взыскующим Его воздает» (Евр.11.6). Поэтому здесь важна вера крестных, которые ручаются перед Богом помочь родителям воспитать ребенка в вере. Что важно, когда в банке берут кредит? Важно хорошенько прочитать условия до-говора, особенно то, что написано мелким шрифтом и под звездочками. Иначе можно просто "попасть". И к сожалению, таких попавших, сейчас становится все больше и больше. Библейское слово завет – «Новый Завет» имеет русский эквивалент слову дого-вор. Принимая Святое Крещение, мы вступаем с Богом в этот самый Завет - договор. Важно понимать, что любой договор имеет две стороны. Что-то обещают нам, а что-то за это обещаем мы. Вопрос. Если одна сторона не будет выполнять своих обязательств, то вторая тоже может не выполнять своих? Нет. Вторая все равно обязана их выполнять, только теперь она может применить санкции или коллекторов, например, подключить. И начнут тогда вытрясать. Вот так и в жизни бывает. Приходит человек к священнику и жалуется. У меня все плохо, Бог не помогает. Начинаешь спрашивать, а когда ты послед-ний раз исповедовался? Давно. А когда причащался? Не помню. А когда соборовался? А что это такое? Вот и получается, что человек крещеный, а условий договора вообще не знает. 

Попробуем разобраться, что мы хотим получить в крещении и, что мы за это обе-щаем. Обычно родители хором отвечают – хотим здоровья. Я думаю, что это не совсем правильно. С одной стороны, ребенок уже родился и его здоровье зависит от родитель-ской генетики, с другой стороны, экологию тоже не Бог портит. Поэтому китайцы обычно в таких случаях советуют - главное его не портить. Правильнее здесь будет сказать, что мы просим для ребенка у Бога Ангела-хранителя, спутника на всю жизнь, который будет наставлять и оберегать. 

Во-вторых, как уже сказали, мы просим талант веры или, другими словами, дар Святого Духа, маленькое семечко благодати. В-третьих, и это очень важно понять, что мы просим у Бога, чтобы Он усыновил Себе нашего младенца. В крещении мы получаем пра-во называть Бога своим Отцом и читаем молитву Отче наш. Не крещенные не имеют это-го права, они не захотели усыновиться Богу. А что это значит, а что это дает? Конечно, накладывает много обязанностей. Хотя бы потому, что по детям судят об их родителях. Еще в первом веке апостол писал христианам того времени, что из-за вашей нечестивой жизни имя Божие у язычников хулится (Рим. 2:24). То есть, смотря на нечестивую жизнь христиан того времени, язычники осуждали и их веру. Так и сейчас. А что это нам дает? Можно объяснить на примере того, как мы относимся к своим детям и к чужим. Они, ко-нечно, все дети, но все равно своих больше любят, больше жалеют. Можно сказать по-другому. Своим больше прощают. Даже если соседские лучше, чем свои, все равно наследство оставят своим, а не соседским. Попробуй повоспитывать чужого. Помучаешь-ся немного и отправишь к его родителям, пусть они и мучатся. А своего куда отправить? Так до конца жизни и будем воспитывать. Так и Бог, если он один раз усыновляет, то уже не откажется никогда. Даже если человек отречется от Бога, то Бог от него уже не отре-чется. Может быть, будет воспитывать, может быть даже наказывать. Но это не для того, чтобы зло выместить, а чтобы человеком стал, чтобы душа спаслась. Четвертое, что мы просим, это прощение грехов. Когда крестят взрослого человека, то в крещении ему про-щаются все грехи, которые он совершил до этого. Ребенку пока нечего прощать. Но когда подрастет все равно придет на исповедь. Некрещенные тоже когда-то придут к Богу на суд в конце жизни, только как к Судье. А крещеные придут как к отцу. Как мы приходим к своим родителям если в чем-то пред ними виноваты? Мы ведь знаем, что нас любят, нас пожалеют и простят. Только не надо этим злоупотреблять. Точно так же мы прихо-дим на исповедь, с покаянием, с желанием исправиться. А совсем не для того, чтобы сдать и снова окунуться в свои грехи. В крещении человек сразу становится полноправ-ным членом Церкви и может сразу участвовать во всех таинствах, в каких только позво-лит возраст. В-пятых, чего мы просим, можно сказать, Царство Небесное в придачу. 

А теперь нужно разобраться, что мы обещаем, Богу. Обычно отвечают, что мы должны верить. Это хорошо и правильно, но вера — это внутреннее состояние. Как его проверить? В современной жизни сплошь встречаются ситуации, когда юноша, напри-мер, говорит девушке, что он ее любит, а руку не предлагает. Странная вот такая любовь бывает. Любовь должна выражаться в поступках, и юридическая регистрация является одним из таких доказательств, когда любящий берет под свою защиту более любимого. Вот так и вера без дел мертва (Иак. 2:20). В Новом Завете прямо говорится, что и бесы тоже веруют (Иак. 2:19), но лучше от этого не становятся и это их не спасает. 

В чем же должна выражаться вера? Любящий меня, говорит Христос, заповеди мои соблюдёт (Ин. 14: 15). Мы все хорошо знаем, что детей нужно учить правилам до-рожного движения. Если этого не сделать, то ребенок может попасть под машину. Без правил жить невозможно. Правила есть везде, в школе, на работе, даже дома. Правила есть в играх, в которые играют наши дети. Если ты знаешь правила, то можешь выиг-рать. Если не знаешь правил, то кто виноват? Вот так и в жизни духовной тоже суще-ствуют правила, только правила духовного движения. Они называются заповеди. 

Представьте себе, что в момент, когда ребенок появляется в этом мире, где-то на небе вспыхивает его «звездочка». У Бога появляется новая жизнь, новая судьба. Мама еще даже не догадывается, что она беременна, а Господь уже знает всю его жизнь. Бог видит ее сверху всю целиком и сразу, поскольку Он живет вне нашего времени и вне нашего пространства. Для Него тысяча лет, как один день. До рождения еще девять ме-сяцев, а Господь уже начинает эту жизнь планировать, вписывать в судьбу его семьи, ро-да, города или страны. Когда что должно будет произойти. Вот в этот момент человек родится, в этот пойдет в школу, здесь в институт, а здесь может свою суженую встретит или суженного. Бог знает, где счастье человека и будет пытаться вести к нему человека. Начинают связываться и переплетаться судьбы тысяч людей, с которыми он должен бу-дет встретиться. Так вот, для того чтобы это все смогло произойти Бог создает Свою си-стему правил, она называется «Заповеди». Как это работает? 

Идет человек по жизни. Возникла ситуация. Человек думает, как же поступить. Заповедь говорит: "Направо". А человек – хочу налево, может можно немного? Ему гово-рят, нельзя, это грех. А он все равно идет налево. В этот момент все ниточки, все что пла-нировал для человека Бог, порвется. А завтра, например, должна была произойти очень важная встреча. Бог планировал ее 20 лет назад. Все, встреча уже не произойдет, может быть, даже никогда уже не произойдет. Совесть, словно современный навигатор говорит ему, - «Вы ушли с маршрута». Что же делать, думает человек? Надо идти на исповедь, каяться. Хорошо, сходил, покаялся. Вернулся на дорожку божию. Только вот время-то уже прошло. Вернулся чуть дальше. Для Бога нужно теперь все перепланировать. А это не так-то просто, это ведь выбор и решения свободных людей. Обычно бывает так. Покаялся человек и ждет, что вот теперь сразу должно все исправиться, и невеста завтра появится на горизонте. Подождал несколько дней, что-то не происходит и опять повернул налево. А в реальности, просто еще не успели связаться новые связи. Может быть суженная (или суженный) в другом городе еще институт заканчивает, а у нас терпения не хватает до-ждаться. В таких ситуациях даже Бог помочь человеку не может. 

К сожалению, если спросить у современного человека сколько всего заповедей, редко кто скажет 10. А если попросить их назвать, то 95 процентов назовут не больше че-тырех. Представим себе ситуацию, когда водитель садится за руль, зная только 40 про-центов правил дорожного движения. Неуверенность за рулем от незнания правил ни до чего хорошего не доведет. В такой ситуации даже Бог не поможет. Поэтому, прежде чем начать крещение крестные выражают свое согласие. Они обещают Богу помочь родите-лям научить своего крестника этим самым правилам духовного движения – заповедям. Вот соблюдать или не соблюдать их будет зависеть уже от самого человека, но как со-блюдать если никто не научит?