Найти тему
Summarylib.ru

Опасность «стокгольмского синдрома» в повседневных отношениях

В 1973 году при ограблении банка в шведской столице захваченные преступниками заложники неожиданно для всех – в том числе и для самих себя, вероятно – проявили понимание и даже сочувствовали своим похитителям. Между преступниками и жертвами образовалась теплая эмоциональная связь.

С того момента в психологию навсегда вошел термин «стокгольмский синдром». В действительности такой случай лишь помог выявить этот парадоксальный психологический механизм. Но его не стоит считать чем-то экстраординарным и редким – в той или иной мере он присутствует почти во всех близких отношениях.

Все дело в адаптации человеческой психики. Наш мозг и эмоциональный аппарат устроены так, что не могут длительное время переносить давление. Так или иначе организм пытается приспособиться к дискомфорту и стрессу, которые возникают вследствие насилия – физического, психологического, вербального.

Большинство людей склонны к конформизму и готовы приспосабливаться, принимая давление, обманывая себя – лишь бы уменьшить боль, причиняемую стрессом. Эта гибкость человеческой психики – один из основных, фундаментальных свойств.

Но конформизм или принятие стрессовой ситуации может идти разными путями.

  • Человек может не сопротивляться давлению и насилию внешне, открыто, но внутри себя он не принимает того, что противоречит его моральным и культурным нормам, мировоззрению, желаниям, психологическим установкам. Он будет злиться, притворяться, обманывать – но не принимать того, что ему не нравится, оставаясь верным своим убеждениям. Человек поступает рационально, подчиняя себе эмоции.

Когда дети сопротивляются каким-либо решениям или указаниям взрослых, или когда взрослые не соглашаются с решениями начальства – внешнее соглашательство делает, тем не менее, возможным дальнейшей их социальное взаимодействие с теми, кто совершает насилие по отношению к ним, психологическую или вербальную агрессию.

  • Или человек может принять давление и принять насилие, изменив отношение к происходящему, попытавшись «преобразить действительность». Иными словами, он искренне обманывает сам себя, надевает «розовые очки» и видит все в таком свете, который не может потревожить его внутренний мир. Это позволяет ему эмоционально и нравственно мириться с насилием. Человек подменяет свои эмоции более удобными для того, чтобы рациональная часть сознания могла принять происходящее.

Это как раз случай «стокгольмского синдрома». Чаще всего это можно наблюдать в поведении женщин, которые объясняют насилие мужа по отношению к себе установкой: «Бьет – значит, любит». Жены алкоголиков или психопатов, жалеющие своих мужей после того, как те подвергли их насилию, ищущие оправдания для своих тиранов и мучителей: «Он не хотел, вообще-то он добрый, трезвый – мухи не обидит, я сама виновата, он такой ранимый, нервный»… И т.п. Очень часто так же маленькие дети, которых бьют и обижают близкие им взрослые, продолжают любить своих жестоких родственников, потому что подсознательно понимают, что само существование полностью зависит от них. Они вынуждены любить тех, кто их бьет. Такие дети получают глубокую психоэмоциональную травму, и в дальнейшем, вырастая, демонстрируют извращенные проявления любви, передавая их своим детям, потому что примеров нормы семейных взаимоотношений у них не было. Не зная ничего лучшего, они живут, считая извращенность нормой.

  • В самых крайних случаях, когда насилие и стресс достигают запредельного уровня, мозг и психика могут попросту заблокировать для человека внешние каналы информации, чтобы он мог полностью отстраниться от происходящего, «отключить стресс». Эмоции блокируются, рациональное восприятие мира становится иррациональным. Может идти речь о фантазиях или кратковременном помешательстве, или даже о безумии. Картина мира полностью искажается, психика травмируется. Яркий пример действия такого механизма адаптации показан, к примеру, в фильме «Планета Ка-Пэкс». Персонаж, которого играет Кевин Спейси, после жестокого убийства всей его семьи неизвестным преступником, не сумел смириться с трагедией, и «отключился» от мира, сочинив в своем мозгу историю о якобы пребывании в его теле пришельца с другой планеты. Он полностью вжился в роль, лишь бы не принимать своей потери: он предпочел потерять себя, свою личность.

Перемены и адаптация, которые происходят с человеком под действием угрозы – это механизм защиты. Страх, беспомощность, растерянность заставляют людей искать какую-то точку опоры, чтобы уменьшить или снять угрозу. Именно это заставляет людей эмпатически сочувствовать тем, кто и подвергает их жизнь и здоровье опасности, искать и находить что-то симпатичное, человечное в этих личностях, оправдывать их действия, даже испытывать благодарность за «доброту», когда насильник, играя в свои игры, снижает степень давления.

До определенного момента адаптивный механизм психики, создавая иллюзии, уберегает жертву от большего ущерба. Но если жертва продолжит «играть в поддавки» - это может кончиться для нее полным крахом. Ведь насильник никогда не остановиться сам, если ему не препятствовать. Жертва может потерять себя как личность, лишиться разума или даже жизни.

Чтобы полностью освободиться от насилия, жертве довольно часто приходится в первую очередь освободить свой разум от иллюзий. Это одно из важнейших условий восстановления нормального существования.

Полезное чтение: книги, рассказывающие о мозге, о психофизиологических процессах в нем, о том, как работает психика, и как сохранять ясное мышление, реалистичное восприятие картины мира. По ссылкам доступны саммари – краткий пересказ основного содержания – а так же аудиоверсии на сайте или в Приложении Summarylib.

«Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Том Чатфилд

Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

«Искусство ясно мыслить» Рольф Добелли

Искусство ясно мыслить

«(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением» Леонард Млодинов

(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением

«Эмоциональные триггеры. Как понять, что вас огорчает, злит или пугает, и обратить реакцию в ресурс» Дэвид Ричо

Эмоциональные триггеры. Как понять, что вас огорчает, злит или пугает, и обратить реакцию в ресурс

«Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию» Никита Непряхин

Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию

«Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» Дэниел Гоулман

Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

«Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» Андрей Курпатов

Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!