В школе все учителя делятся на две группы: первая только и делает, что хвалит своих учеников, вторая – всегда недовольна.
Какая группа нравится вам?
Я знаю, большинство скажет:
– Конечно, первая. Сразу видно, что педагоги любят детей!
Согласна. Любят. Но как-то недальновидно.
Представьте тренера, который говорит своему воспитаннику:
– Ты пробежал сегодня хорошо, больше тренироваться не будем.
А все великие спортсмены в один голос говорят: мой тренер был очень требовательным, гонял меня день и ночь…
Другими словами: надо ожидать от детей больших результатов, и тогда они станут лучше!
Придумаем ситуацию? Ребёнок приходит из школы:
– Мама! Мама! Сегодня был конкурс чтецов. Я заняла четвёртое место!
Какая может быть реакция на одну и ту же ситуацию у разных мам?
– Молодец, дочка!Поздравляю! (Переводим, как воспринимает ребёнок: тебе достаточно и четвёртого)
– Молодец, дочка! Поздравляю! А кто занял первое? ( Мама обесценивает успех: Четвёртое? Не первое же…)
– Молодец, дочка! Поздравляю! Я знаю, что в следующий раз ты займёшь первое место! Надо будет подготовиться получше! ( Ребёнок слышит: Я верю в тебя. Трудись и достигнешь лучшего результата!)
Первые две реакции – как у учителей первой группы. И только третий ответ мотивирует ребёнка на дальнейшую работу.
Получается, что вторая группа учителей – лучше?
Это учителя, планирующие перспективу развития своих учеников.
Оценивает, например, учитель ответ на четвёрку, но добавляет:
– А ты бы мог и на пятёрку ответить!
А если школьник ответил на “5”?
– Ты всегда отвечаешь на “отлично”, надо тебя послать на олимпиаду. Но там другой уровень. Готовься!
Но и принижать значение успеха нельзя!
Вспомните школу. Вы отвечаете. Получаете “3”, а учитель говорит:
– Да, выше тройки тебе не прыгнуть. Это твой потолок.
Будете вы после этого стараться? Навряд ли… Если только не захотите доказать обратное… Но это обычно бывает у старших школьников: могут взыграть амбиции, желание доказать свою состоятельность. И педагоги это с осторожностью используют (вспомним великого физика и воспитателя Ландау и его иронические замечания студентам, после которых они стремились к вершинам знаний).
Ребёнок будет гордиться собой, если его хвалить. А указание на перспективу даст ему возможность выстроить путь к успеху.
Давайте детям “медаль на вырост”!
От такой награды не откажется и взрослый. Согласны?