Найти тему

Как связать два берега: нижегородские эксперты обсудили новую «канатку» через Оку

Оглавление

Для нижегородца, живущего в заречной части города, перемещение в верхнюю часть, где сосредоточена основная социальная активность, – история, требующая немалых временных ресурсов (а в час пик и нервов). Подписание облправительством и ГК «Урбантех» концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию новой канатки через Оку должно решить эту проблему. Теперь горожане смогут добраться от одного берега до другого всего за 15 минут. Социологи уверены, что жители примут новую канатку, однако у экспертов еще остаются вопросы к туристическим и экологическим аспектам проекта.

Мировой опыт и тренд на экологичность

18 мая Общественная палата Нижнего Новгорода провела в Доме народного единства круглый стол на тему «Канатная дорога через реку Оку как часть транспортной и туристической инфраструктуры Нижнего Новгорода». Проектированием будет заниматься инжиниринговая компания «Национальные канатные дороги», а сам проект реализуют за счёт внебюджетных средств по принципу государственно-частного партнёрства.

В плане строительства канатной дороги предусмотрено три станции для посадки и высадки пассажиров: около станции метро «Заречная», в конце Заречного бульвара (ближе к  Оке, в районе пролегания будущего дублера проспекта Ленина, что удобно пассажирам, которые будут пользоваться дорогой-дублером) и вблизи аквапарка на пр. Гагарина.

Заместитель гендиректора ГК «Урбантех» Мария Бротт подчеркнула, что канатная дорога является самым экологичным видом транспорта, который не наносит вреда окружающей среде. Кроме того, «канатка» работает абсолютно бесшумно.

«Предполагается, что канатная дорога будет перевозить более 10 тысяч пассажиров в сутки, - сказала она, - это существенно разгрузит дорожно-транспортную сеть. Сравните сами: время в пути от станции метро «Заречная» до парка «Швейцария» на трамвае составляет 40 минут, тогда как на "канатке" это займёт только 15 минут.

-2

Что касается технических характеристик, то канатая дорога будет состоять из двух секций и иметь три станции, при этом станция «Тихая Гавань» станет сквозной. «Время работы переправы – с 6.45 до 22.00, - отметила Мария Бротт. - Для того чтобы канатная дорога справлялась со своей нагрузкой и перевозила 1000 пассажиров в час в одном направлении в час пик, будет эксплуатироваться порядка 60 кабин. Скорость движения кабин - 5 метров в секунду при вместимости до восьми пассажиров в каждой кабине».

Расстояние от кабинки до земли составит 30 метров, что позволит избежать необходимости вырубки деревьев. Такая высота не создаст дискомфорта для пешеходов в заречной части города. При необходимости будет проведена компенсационная посадка, однако сейчас проект не предусматривает вырубки деревьев.

-3

Руководитель проекта «Национальные канатные дороги» Алексей Чудаев презентовал присутствующим мировой опыт городских канатных дорог. Речь шла о реализованных проектах канатных дорог во Франции, Турции, Мексике и Эквадоре. Как правило, такая воздушная переправа соединяет либо два близлежащих города, либо спальный район с крупным ТПУ или станцией метро. Например, в Мехико «канатка», в составе которой семь станций, перевозит из отдаленных районов города в центр порядка ста тысяч человек в день на расстояние 10, 6 км.

«Данный вид транспорта позволяет создавать новые транспортные маршруты, предусматривает вариативность для прокладки трасс независимо от рельефа и существующей инфраструктуры, - отметил он, - также он обеспечивает высокую пропускную способность и малое время ожидания, то есть пассажиры перевозятся непрерывно. Специалист подчеркнул, что построить новую канатную дорогу дешевле, чем возводить, например, новые автомобильные или железнодорожные дороги.

Планируется, что канатная дорога будет построена в 2025 году. Стоимость реализации проекта составит 4,3 млрд рублей. Заместитель гендиректора ГК «Урбантех» напомнила, что месяцем ранее Архитектурный совет Нижегородской области одобрил проект станций будущей канатной дороги.

«Мы уже представили концепцию станции «Заречная». Каждая станция будет ориентирована на интересы пассажиров. Предусмотрены зона безопасности, операторская, комната матери и ребенка, вендинговые аппараты. Будут созданы комфортные условия для маломобильных граждан. Также концессионным соглашением предусмотрено обязательное прохождение историко-культурной и экологической экспертизы. При всем благополучии строительство должно начаться уже в феврале следующего года», - рассказала Мария Бротт.

-4

«Канатка» вместо …моста

Транспортный эксперт и журналист Александр Седов рассказал, что, переехав из Автозавода на проспект Гагарина, он испытал на себе «все прелести» трафика верхней части города. Поэтому в деле возведения новой канатной дороги он называет себя «лицом заинтересованным»:

«Мне необходимо ездить к родителям на Автозавод. Удобней варианта, чем сесть на канатку, провести несколько минут в небе и далее пересесть на метро, я просто не знаю», - говорит он.

По его словам, соединить два берега города задумали еще 60 лет назад, только не канаткой, а мостом. Однако этой мечте не суждено было сбыться. «Строительство второй канатной дороги в Нижнем Новгороде - это такая давняя фантомная боль. Нижегородская транспортная история знает четыре драматических попытки соединить два берега одного города. В середине XX века город Горький, а потом Нижний Новгород разрабатывал генплан своего развития, где одним из пунктов значился мост в створе улиц Магаданской (это частный сектор) и бульвара Заречный. Мост переходил от одного руководителя к другому в качестве "наследства", и каждый руководитель говорил, что построить его надо обязательно. Но этого не случалось.

Сначала построили в 30-х годах Канавинский мост, затем Молитовский, Мызинский, и, наконец, Метромост. А вот этот створ улиц Магаданская-бульвар Заречный так и остался неохваченным. Далее была попытка в 60-ые годы пустить кольцевой автобусный маршрут, который бы связывал проспект Ленина и проспект Гагарина. Однако тут что-то пошло не так. И снова эту попытку соединить два берега Оки отложили. В 80-ые затея не удалась. С наступлением 2012-2014 годов власти анонсировали, что в городе возведут как минимум четыре канатные дороги.

«Канатка является способом компенсировать отсутствие моста, - говорит Александр Седов. - Если раньше около бульвара Заречного до Швейцарии планировался мост, то сейчас мы говорим о канатной дороге. Это вполне достойная замена, на мой взгляд».

-5

Экологический аспект: вырубки деревьев не планируется

«Канатная дорога, несомненно, нужна. Однако имеются вопросы по размещению станций, - отметила председатель Нижегородского областного отделения ВООП, заслуженный эколог РФ, член Общественного совета по благоустройству парка «Швейцария» Татьяна Созонтьева, - будут ли они ставиться на свободные площади или заняты ли они чем-либо в настоящее время? А также сколько примерно площади зеленых насаждений попадает на эту территорию?»

Также были озвучены вопросы относительно судьбы такого уникального места в Нижнем Новгороде, как «Урочище Слуда» (за 800 лет существования города там никогда ничего не строилось, плюс ко всему это месторождение уникальных глин).

«Нижний Новгород - единственный город в России, который прямо в городской черте имеет, по сути дела, заповедник, где находятся краснокнижные птицы и растения. Нижегородцы очень трепетно относятся к этой территории», - подчеркнула эксперт. Кроме того, Созонтьева выразила опасения насчет проспекта Гагарина, который, по ее словам «итак довольно жалко озеленен». Расположение новой станции может значительно увеличить транспортную нагрузку на близлежащую территорию.

«Мы действительно радеем за каждое дерево, - подчеркнула Татьяна Сергеевна, - хочется, чтобы при проектировании были привлечены наши ландшафтные архитекторы, которые имеют опыт по благоустройству в парке «Швейцария». Таким образом, будут соблюдены интересы всех сторон. Общими усилиями мы сможем создать общую интересную картину».

Представители ГК «Урбантех» в свою очередь отметили, что проект вообще не предусматривает вырубки деревьев. «У нас ни одна опора не попадает в Урочище Слуда, - подчеркнула Мария Бротт, - одна-единственная опора будет размещаться в нижней части парка «Швейцария». Ее высота составит 55 метров, что позволит избежать кронирования деревьев в будущем».

Вопросы остаются

Что касается перспектив для туристического бизнеса, учредитель ассоциации «Нижегородская гильдия экскурсоводов» Александра Шарова отметила, что в 2012 году туроператоры не сразу оценили потенциал канатной дороги на Бор. «Канатная дорога очень часто заменяет поезду по реке. С этой точки зрения, новая канатная дорога великолепно расположена. Туристы имеют возможность любоваться Волгой, но берега Оки еще более живописны», - сказала она.

Среди минусов Александра Шарова отметила, что канатная дорога расположена так, что в пешей доступности для туристов находится только парк «Швейцария» и аквапарк, а в Ленинском районе нет значимых достопримечательностей. Для туроператоров это означает дополнительные траты на аренду автобусов для перевозки гостей.

Пока экскурсоводы пытаются оценить туристический потенциал новой воздушной магистрали, транспортники пытаются спрогнозировать шансы второй «канатки» вписаться в повседневную транспортную схему агломерации. И здесь остается немало «подвешенных» вопросов: сможет ли новая переправа стать чем-то бОльшим, чем просто «туристская фишка» и «аттракцион для гостей» по типу борской «канатки»? Так ли много у нас горожан, которым надо доехать от Заречной до парка «Швейцария»? (разве что в виде семейного отдыха в выходные). И если говорить о людях работающих, то не проще ли им будет добираться до центра другими путями? Или же мы пойдем по пути Борской канатки, где люди, спешащие на работу и по делам, испытывают немалое раздражение на неспешных, праздно шатающихся туристов, плотно набивающихся в кабинки?

Конечно, прежде чем включить новую канатную дорогу в ежедневную транспортную рутину нижегородцев, потребуется все просчитать. Очевидно, что понадобятся подвозные маршруты.

-6

Большинство нижегородцев - «за»

Социолог Александр Прудник считает, что общественное мнение примет новую канатную дорогу. Об этом говорит социологический опрос, проведённый в начале мая. Так, однозначно «за» строительство выступило 68% респондентов, а против - 21%.

Нижегородцы считают, что чаще всего канатная дорога будет использоваться для перемещения в верхнюю часть города, для развлечения, поездок на работу или учебу и поездок в зону отдыха. Среди преимуществ новой канатной дороги респонденты отмечают увлечение связанности двух частей города, уменьшение зависимости от пробок, придание особого колорита Нижнему Новгороду, экологичность. 81% респондентов также поддержали появление новой зоны отдыха в районе станции канатной дороги.

-7

В среднем нижегородцы ожидают, что проезд на канатной дороге будет стоить около 80 рублей. Что касается тарифа, то он будет устанавливаться правительством Нижегородской области.

-8

Анастасия Шохина

Опубликовано 19.05.2023 в PolitBook