Найти в Дзене

Карелия: при финнах было лучше?

Возле крепости Корела
Возле крепости Корела

Для начала немного истории: первоначально территория нынешней Карелии входила в состав Новгородской республики и в 1277 году стала православной и называлась Корельская земля с центром в городе Корела (ныне Приозерск). На протяжении последующих нескольких веков шло активное противостояние со шведами и немцами, в ходе которых часть земель то отходила к скандинавам, то возвращалась к новгородцам. Именно в эти времена и появились скандинавская крепость Выборг и новгородская Корела. И до 1610 года Корела была русской крепостью, а после, царь Василий Шуйский пообещал Корелу с уездом шведскому военачальнику Делагарди за помощь в усмирении Смуты. И с 1609 крепость отошла к шведам, причем местное население отказывалось признавать условия договора, и в итоге шведам пришлось силой подчинить себе крепость. Крепость была в осаде более 6 месяцев, и только после истощения сил русичей, пала. В живых из 2500 человек осталась сотня. Крепость стала шведской и называлась Кексгольм на протяжении последующих сто лет. В 1710 во время Северной войны крепость вернули. Ну а всю Карелию вернули в состав Российской империи в 1721 году. А в 1809 году и территория Финляндии перешла от Швеции к России, получив статус Великого княжества Финляндского, которое откололось в 1917 - так родилась Финляндия как государство. Финскими же стали и территории Карелии. Вернули мы в состав своих границ эти земли лишь после Зимней войны 1939г с Финляндией.

Поэтому и неудивительно, что в Карелии все надписи, все вывески на двух языках - русском и финском. Финны же были и основными туристами до февраля 2022 года.

-2

И вот что мне совсем осталось непонятным из этой истории - как же так получилось, что с финнами было лучше? Две экскурсии в этой край с двумя разными гидами - и ключевая фраза в рассказах у обеих: при финнах была кирха... При финнах было поселение... При финнах был завод... При финнах была лесопилка...При финнах было хозяйство... При финнах был мост... Было, было, было... А теперь нет ничего. Я не видела всей Карелии. Я вообще, по сути, видела ее всего лишь самую малую часть. Однако хорошо раскрученную, самую туристическую. Приозерск, Сортавала, Рускеала, водопады Ахвенкоски, Белые мосты - это самые легкодоступные, самые популярные маршруты выходного дня. Автобусы с туристами идут караваном. Туры как однодневные, так и двухдневные с обязательным посещением целой линейки коммерческих точек на маршруте - разных небольших магазинов, где вам якобы под видом "дегустации" чего-то карельского и уникального предлагают товары, которые, в принципе, легко купить в любом крупном супермаркете любого города России. Неужели вас так удивит варенье из морошки или брусники? Или из сосновых шишек? Или пирамидка из шунгита для воды? И тем не менее туристов автобусами везут в эти местные торговые точки, где люди все равно разводятся на покупки и это хорошо и правильно - деньги идут, край должен развиваться. Вот только не понятно, куда идут деньги, и почему, собственно, край - ну вообще не развивается.

-3

Если честно, в Карелии, по сути, кроме природы, смотреть не на что. Тот же самый горный парк... Никакой это не горный и ни какой не парк - это заброшенный рудник по добыче мрамора, карьер, который был затоплен водой после 1947 года. Когда-то здесь добывали мрамор, который и ныне украшает большинство значимых зданий Санкт-Петербурга и метро. Потом производство резко сократилось, большая часть карьера оказалась затоплена, а в 90-х годах рускеальское месторождение признали непригодным для промышленной добычи. В 2005 появился парк в том виде, как мы его знаем сейчас: природой созданный уникальный каньон с мраморными стенами, дно которого заполнено бирюзовой водой. Пещеры рукотворные, по которым водят теперь туристов. За бешеные деньги. Семье из четырех человек потребуется заплатить 5500 руб за часовую экскурсию под землей. И это в дополнение к оплате за вход просто на территорию парка (вход семье обойдется в 1700 руб.). Пролет над каньоном на троллее тоже 2000 рубля с человека, без льгот. Покататься на лодочке: 40 минут 1200 руб. Итого посчитайте бюджет? Больше на территории парка нет ничего - ни парковых ансамблей, ни цветочных клумб, ни даже нормальных дорог. Пара кафешек на входе, пару строятся на пути к железнодорожной тупиковой станции, которая тоже вошла в общую парковую территорию.

-4

Ну а возьмем Сортавала. Ведь туристический город. В 1990 году Сортавале был присвоен статус исторического города. По идее, городу бы процветать и процветать, отстраиваться. Но ничего этого нет и в помине. Захудалый, обшарпанный, провинциальный городок с 18 000 жителями, мест для работы нет вообще - все производства закрыты, дорог нет (наш туристический автобус сел на днище в апреле возле столь раскрученного перед туристами рыбного магазина Акуловка, куда завозят ВСЕХ без исключения на всех экскурсиях.)

-5

К водопадам Белые мосты проезда нет - нет дороги, только если на ЗИЛ или внедорожнике через лес. В дождь так еще и не сунешься без резиновых сапог. То есть не туристические это маршруты, от слово совсем. Но ведь возят туристов, возят за деньги (1500 руб. с человека). И только и рассказывают: а вон там, при финнах, был мост... Вон его остатки виднеются... А тут были курортные места, для отдыхающих, что-то вроде базы отдыха...вон остатки каких-то построек, площадок...

-6

А в сгоревшей в советские годы лютеранской кирхе, так славно служившей в свои лучшие, финские времена, поселили деревянных ангелов...И сидят теперь эти ангелы под открытым небом среди обугленных продуваемых никому не нужных стен некогда прекрасного здания и взирают на туристов своими грустными глазами и плачут...