Дорогие друзья, основные свойства звука-это высота (то есть звучит именно "ми", "соль" или "до") и его длительность.
Мы можем узнать мелодию, только если звуки будут в ней располагаться в правильной последовательности и в правильном ритме. То есть каждая нота будет сыграна правильно по длительности. Если я сыграю всем известную песенку "Во поле березка стояла" в другом ритме, то не факт, что вы ее узнаете.
О том, какие звуки бывают по высоте, мы с вами говорили в предыдущей статье, а сегодня окунаемся в мир ритма. Опять же приглашаю поиграть!
На самом деле все очень просто.
Сначала немного теории.
Наверное, вы уже знаете, что все звуки можно изобразить нотами-белыми и черными кружочками.
Самая большая по длительности-это целая нота.
Она должна длится, пока мы не посчитаем до четырех, почти так, как в математике. Нажали ноту на пианино и считаем: "Раз и, два и, три и, четыре и".
И целую ноту можно сравнить с целым яблоком или даже арбузом. Как на нашем рисунке. (Картинки не очень яркие, уж простите за это, но они очень подходят к данной статье)
Обратили внимание: целая нота-целый арбуз.
Но арбуз или яблоко можно ведь разделить пополам. Получатся две половинки. То же самое можно сделать и с нотой: целую ноту можно разделить на две половинные.
Повторюсь: целая нота считается на четыре счета: "раз и, два и, три и, четыре и". И целую ноту можно разделить на две половинки.
Половинные ноты тоже белые, но уже со штилем (палочка возле ноты).
Штиль вверх пишется справа, а штиль вниз пишется слева.
Каждая половинная нота считается на два счета, первая считается "раз и, два и", а вторая-"три и, четыре и".
Обычно с этими нотами проблем не так много. А вот четвертным нотам и восьмым нужно уделить побольше времени. Мы сейчас так и сделаем.
Разделили яблоко на четыре части, каждая часть стала называться четвертинкой или четвертью. Так и с нотами.
И четверть считается на "раз и".
Ну здесь прям как в математике: первая четверть считается "раз и", вторая-"два и", третья- "три и", четвертая- "четыре и".
Не торопитесь делать заключение, что как-то все не очень понятно...Скоро перейдем к практике, поиграем и все расставим на свои места.
Ну а пока нам осталось познакомиться еще и с восьмыми нотками, восьмушками. Это черные ноты со штилем и хвостиком.
Значит, каждую четвертную нотку можно разделить на две одинаковые, которые называются "восьмыми", "восьмушками"-ну это понятно. А как же теперь их считать-то? Опять все просто. Первая восьмушка считается "раз", вторая считается "и", третья считается "два", а четвертая-"и".
Ну а теперь самое время поиграть! Поиграть с медвежатами.
Вот вам куча медвежат. Одни побольше, другие поменьше. Назовем их медведицы и их медвежата. Медвежата-мамины хвостики. Никак не могут без них! Эта ассоциация быстро поможет запомнить разницу между четвертными нотами и восьмыми.
Думаю, некоторые из вас все еще никак не уловят связь между нотами и этими симпатичными медвежатами. Значит, самое время переходить к следующей картинке.
Видите, большие медвежата-это четвертные нотки..
А маленькие медвежата, мамины хвостики-это восьмые ноты, у которых тоже есть хвостики на штиле.
И теперь посмотрите, как ритмический рисунок можно выложить при помощи наших медвежат и при помощи нот.
Две восьмые, потом четверть. Считаем так: "раз", "и", "два и". Первый маленький медвежонок-восьмая нота, считаем "раз". Второй маленький медвежонок-это вторая восьмая нота, считаем "и". Мама-медведица-это четвертная нота, считаем "два и".
Ну немного понятней стало? Очень надеюсь. Мои ученики всегда с удовольствием играли с этими мишками, даже взрослые. Выкладываем ритмический рисунок из медвежат, хлопаем и считаем.
Ну и допустим, что нам нужно сыграть вот эту маленькую пьеску "Кукушка".
Сначала выкладываем ритм этой пьески при помощи наших медвежат. Две восьмые, четверть, две восьмые, четверть. И еще три четвертных. Потом добавляем и карточки с изображением нот.
На нижней картинке виден только основной ритмический рисунок, без последних трех четвертных.
Ну и как вы просчитали этот отрывок? Можно прохлопать. Можно постучать по столу.
Мне очень нравятся такие предварительные разборы музыкального произведения. Почему этот этап так важен? Потому что ученики теперь могут сосредоточиться только на том, какую ноту сыграть на пианино, а с ритмическим рисунком уже проблем не будет.
Еще раз покажу на конкретном примере, чем такой метод хорош, как он помогает новичкам без труда разучивать новое произведение. Допустим, мы хотим разучить вот такую пьеску:
Мы сначала выкладываем ритмический рисунок при помощи наших мишек, все это просчитываем и прохлопываем. Затем определяем звуки, которые нам предлагается сыграть. В данном случае песенка на одной нотке "соль" первой октавы.
Вот я специально на слова песенки наложила счет.
Теперь садимся за пианино или какой-нибудь другой инструмент и играем.
Статью о том, как в игре можно запоминать ноты читайте здесь.
А как сделать нотный конструктор здесь:
Ну что ж, дорогие друзья, надеюсь, вам этот метод понравился. Чтобы понять его эффективность, просто надо попробовать.
Желаю каждому из вас успехов в ваших начинаниях, в вашей работе и вашем творчестве. Всего вам доброго!
Огромное спасибо за лайки и подписку.
За комментарии отдельное творческое спасибо!