Маршрут выходного дня. Вдоль реки Проня Гремячее – Пронское водохранилище – Араповский пещерный монастырь

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня! В этот раз мы прошлись по бывшему форпосту на реке с ласковым названием Проня, увидели необычный Крестный ход по воде, побывали практически на границе трех областей и заглянули в загадочный пещерный монастырь. А еще научились правильно восстанавливать водно-солевой баланс, почувствовали себя дитями кукурузы и растворились в мареве июльского солнца.

ПВД с Федерацией спортивного туризма Тульской области

Когда наша маршрутка прибыла на место старта в село Гремячее Новомосковского района Тульской области, то выходили мы под мелодичные звуки колоколов. Колокола Свято-Казанского храма поприветствовали 19 отважных туристов и разнесли благую весть о том, что день сегодня будет замечательный. И не обманули!

Свято-Казанский храм

Старинное русское село Гремячее когда-то было форпостом на рубежах с Диким полем. Чтобы защитить тульские, московские и рязанские земли от набегов татар, как гласит народное предание, решили князья в излучине реки заложить крепость. И стали в Гремячем и его округе обживаться ратные люди со своими семьями. От того, кто здесь селился и нес службу и рождались названия близлежащих поселений. Так на правом берегу Прони появились Пушкари и Стрельцы, на левом – Новики (свое название получили от рекрутов новобранцев), Казаки-1 и Казаки-2.

А мы пришли на смотровую площадку, откуда открывались сногсшибательные виды на плавный изгиб реки Прони и деревню Пушкари.

Название реки мне напоминает старое русское имя Параскева. И как же его греческое происхождение созвучно настроению и нашему походу. Ласковая Проня означает приятное время, преддверие выходных, пятницу.

Смотровая площадка на реку Проня

У нас хоть и не пятница, но выходные и время мы проводили не только приятно, но и с пользой. Зарядка с таким роскошным видом, лучшее средство для поднятия тонуса и походного настроя.

Разминаемся перед началом маршрута

А пока мы разминали свои косточки, на воде начали собираться маломерные суда.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-7

Как оказалось, в Гремячем 6 лет назад появилась традиция в честь престольного праздника Свято-Казанского храма и праздника Казанской иконы Божьей Матери крестный ход проводить на… воде.

После крестного хода всех ждал чай из дровяного тульского самовара

Удивительно и непривычно было наблюдать церковное действо на речных просторах. А праздничная молитва еще долго была слышна, пока мы шли через старые Казаки.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-9

Тут нас встретили особенно «радушно», и собачий хор на все лады переливался от одного дома к другому.

Эта была так «рада» встрече с нами, что даже забралась повыше, чтобы поприветствовать нас заливистым лаем😂

По дороге остановились у полуразрушенной церкви Николая Чудотворца.

Церквь Николая Чудотворца
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-12

Храм конца XIX века видимо начали восстанавливать. На старых фото колокольня стоит без главки. Сейчас купол на месте, а по бокам от входа высятся строительные леса. Эффектные колонны в виде пузатых кеглей, нарядно обрамляют входную дверь.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-13

А мы движемся дальше по Казакам. Лакомимся вишней и любуемся мелькающей между заборами Проней.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-14
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-15

Но вот населенные пункты остаются позади, и только мы и природа. Да река Проня, которая станет верней спутницей на весь наш поход. За каждым подъемом и спуском, поворотом и изгибом реки нам открывались какие-то дивные виды. Казалось бы, вот она самая дух спирающая точка.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-16

Но нет, восхищению и восторгам все нет конца.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-17
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-18

От таких видов не может не потянуть на философские мысли.

Жизнь человека подобна реке с пологими и крутыми берегами. Жизнь течет и меняется, и человек должен меняться. Как вода. Ты либо река, либо болото. А может ты уже океан?

Река Проня живописно вьется средь полей, разбиваясь на многочисленные ниточки маленьких речушек, которые мы отважно периодически преодолевали.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-19

В этот раз вместо ромашкового рая мы встречали бескрайние кукурузные поля.

Практически Дети кукурузы😁

Колоски пшеницы стройными рядами изо всех сил тянулись к солнцу.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-21
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-22

А какие были облака!

Словно два крыла
А здесь облачная рыбка проплывает
Указующий перст
А здесь вижу сердечко 💓

Наш инструктор Сергей Котенёв не забывал о водно-солевом балансе туристов и всячески поддерживал походный настрой всевозможными вкусняшками.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-27

А еще нас поддерживала мысль о «море». Именно так называют Пронское водохранилище, которое раскинуло свои обширные воды на границе аж двух областей – Тульской и Рязанской. И ведь так раскинуло, что Мегафон мне прислал Приятного путешествия! Видимо, отправив в Рязанскую область. Но уже через несколько минут одумался и пожелал С возвращением!

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-28

Пронское водохранилище было введено в эксплуатацию в 1968 году. Его основным предназначением было промышленное водоснабжение близлежащих химических предприятий в Новомосковске, ГЭС и для орошения полей. В Гремячем как раз находится створ плотины. Говорят, что при создании водохранилища было затоплено несколько деревень. Как я уже писала про Калязин, в то время это была обычная практика.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-29
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-30

Привал и купание в прохладных освежающих водах реки Тетяковки, которая впадает в Пронское водохранилище.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-31
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-32

А походный обед в исполнении Сергея Котенёва достоин всех мишленовских звезд.

Походная солянка от Сергея😋
Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-34
Буйство красок

И ароматнейший чай с липой и мятой.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-36

После такого пиршества последний рывок до Араповских пещер.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-37

Про Араповские пещеры версий много. Кто-то пишет о тысячелетней давности происхождения. Краевед А. И. Миловидова приводит письменные свидетельства, в которых говорится о начале 60-ых годов 19 столетия и набожных крестьянах, настолько жаждущих уединения и общения с Богом, что «предприняли религиозный подвиг пещерокопания».

Вход в Араповские пещеры

Но как бы не было, место это уникальное и интересное. Мы привыкли к словосочетанию «пещерные монастыри», но уж никак не в контексте средней полосы. А тут такое чудо. Именно религиозное назначение пещер считают наиболее близким к истине. Такие предположения были сделаны из устройства пещер. Узкие арочные ходы, глухие кельи, углубления возможно для икон и ночников. А современный народ постарался поддержать данную версию соответствующими атрибутами.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-39

Еще по одной версии предполагают, что Араповские пещеры имели военное значение для укрепления южных границ Московского государства.

Наша дружная компания перед входом в пещеры

А у нас финишная прямая. Словно канатоходцы по бревнышку переправляемся на другой берег.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-41

Сопровождаемые стайками дивных облаков.

Что видите?

Растворяемся в июльском мареве, словно восточный караван.

Я никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного, живописного, дух захватывающего, а порой и неожиданного можно встретить в походе выходного дня!-43

18 км, наполненные красотой реки, полей и русских просторов, позади. Всем участникам и организаторам огромное спасибо за этот дивный маршрут. И до новых открытий и походов!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить видео из похода.