Хотите, чтобы серия фотографий выглядела разнообразно и интересно, а не как галерея одинаковых селфи в телефоне? Мечтаете добиться киношности в портрете? Подчеркнуть текстуру предмета? Сфокусироваться на эмоциях модели или эстетичной детали? Тогда задумайтесь над тем, чтобы снимать крупные планы.
Объясняем, какие планы бывают в фотографии и зачем они нужны, а также делимся десятью лайфхаками, которые поднимут качество и художественную ценность ваших крупных планов.
Какие бывают планы и зачем они нужны
План и плановость — понятия, которые используют авторы в фотографии, кино и живописи. Несмотря на то, что в первом случае картинка получается статичной, во втором — непрерывно движется, а в третьем создается вручную художником, принцип работы с планами переносится из одного визуального искусства в другое. Поэтому, если вы вдруг из фотографа решите стать видеографом, у вас уже будет база!
Усложняет ситуацию следующее: классификации у понятия «план» разные. Например, из живописи мы знаем, что план бывает передним, средним и задним.
Над всеми тремя можно думать, прорабатывая их и улучшая композицию кадра. Подробно про них можно почитать в отдельной статье:
Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке
В киноискусстве сильнее прижилась другая классификация, где планы делят на общий, средний и крупный.
Общий план в фотографии
Общий план — это сцена целиком. Зритель видит локацию, окружающую местность, а люди при этом, если они вообще есть в кадре — крошечные песчинки. Представьте эпичную батальную сцену, где две армии несутся друг навстречу другу по огромному полю, или бескрайний зимний пейзаж гор, где по сюжету бредёт к своей цели герой-одиночка. Общий план нужен для того, чтобы передать настроение, показать масштаб или красоту сцены.
В фоторепортаже общий план — обязательный пункт для корреспондента. Он даёт зрителю представление, где происходят события.
Средний план в фотографии
Объект занимает большую часть кадра. Наверное, это самый распространённый план в портретной фотографии. Модель видно хорошо, можно рассмотреть и человека, и его одежду, аксессуары, но при этом какие-то намёки на локацию также присутствуют в кадре.
Мы видим, где модель сидит, лежит или стоит. Она может даже взаимодействовать с окружением — смотреть в окно, лениво сидеть на кресле, звонить по телефону. Такой план используют везде: в портретной, рекламной, каталожной, пейзажной, репортажной, предметной съёмках.
В фоторепортаже средний план — синоним действия. Когда что-то происходит, средний план оказывается самым удобным, чтобы это показать.
Крупный план в фотографии
В кадре виден фрагмент объекта, его часть. Взгляд, отражающий эмоции, беспокойные руки, сминающие ткань, почти пустой бокал со следами помады.
В кино, когда крупный план фокусирует внимание на лице героя, нам предлагают погрузиться в его душевное состояние, прочитать мысли, прочувствовать момент. А иногда оператор «высвечивает» крупным планом сюжетно значимую деталь — то самое ружье на стене, которое должно выстрелить в третьем акте.
В фотографии крупный план используют в портретной, рекламной, бьюти, предметной и фуд-фотографии. Для фоторепортажа это — деталь, акцент на чём-то важном.
Как фотографировать крупный план: 9 правил
- Снимайте на телеобъективы.
Телеобъективы («телевики» или длиннофокусные объективы) — это оптика с фокусным расстоянием от 100 мм и больше. Это значит, что вы можете снимать архитектуру, людей, животных, природу, находясь далеко от них, но всё равно получите крупные кадры.
Почему телеобъектив может быть лучшим решением для съёмки крупных планов? Он более универсален. С ним можно фотографировать репортажи, стрит, животных, архитектуру, пейзажи, портреты (некоторые фотографы свято убеждены, что снимать людей на расстояние меньше, чем 100мм — кощунство). Кроме того, съёмка с дальнего расстояния сохранит пропорции лица, а фон размоется.
Читайте также:
Лучшие телеобъективы для разных систем
2. Макрообъективы тоже можно.
Но что делать, если дорогой и качественный телевик пока ещё не оказался среди вашей техники? Может, когда-то вы начинали с того, что снимали цветы и насекомых и увлекались макро?
Макрообъективы — это специальные объективы, которые сконструированы с расчётом на то, что вы будете снимать небольшие объекты крупно. Но стоит ли покупать и таскать отдельный макрообъектив всегда с собой? Если вы любите жанр макрофотографии, снимаете небольшие предметы, например, ювелирку, то да.
В ином случае, если любите дешёво и сердито, используйте макрокольца. Это дешёвые насадки, которые надеваются на фотоаппарат перед объективом. Таким образом вы можете фотографировать ближе и крупнее. Где плюс, там и минус: вы получаете дешёвый макрообъектив, но фотография может получаться более тёмной и менее качественной, потому что, по сути, это просто пластмаски, удлиняющие «тело» объектива.
3. Выделяйте значимые детали светом.
Вы уже и без того крупно сфотографировали лицо? Здорово, но как насчёт того, чтобы дополнительно сконцентрироваться на глазах или губах, выделив их, а всё остальное погрузив в темноту? Тут помогут специальные насадки: тубусы с сотами, либо ваш креатив! Направьте свет сквозь щель в двери или вырежьте узкую полоску в картоне.
4. Используйте коллаж.
Фотография девушки кажется слишком пресной? Чтобы добавить кадру эстетичности, сделайте коллаж, где рядом с общим планом добавите одну или две фотографии крупного плана. Такие кадры выглядят утончённо, как страничка модного журнала.
5. Чередуйте планы.
Чтобы у серии фотографий был ритм, их было интересно разглядывать, разбавляйте крупные планы средними и общими. Это правило взято из кино. Когда будете смотреть фильм, обратите внимание: обычно монтажёры последовательно чередуют все три плана. Обстановка и описание ситуации (общий план) — действия героев (средний план) — детали (крупный план).
Фотографы, проповедующие съёмку в киностиле, обязательно дадут вам тот же совет, если вы хотите сделать свои кадры похожими на скриншот фильма!
6. Позаботьтесь о воздухе в кадре.
Оставляйте немного пространства в кадре там, куда смотрит герой. Это необязательное правило, но оно может сделать композицию фотографии более гармоничной;
7. Не бойтесь необычного кадрирования.
Крупный план требует особого внимания к композиции кадра, тонкого художественного вкуса. Все, например, знают правила, что «обрезать» человека в кадре нужно строго по суставам. А как же получить красивый снимок, если крупно снято только лицо? Если обрезать лоб по брови, то не слишком ли лицу «тесно»? А если лоб оставить, то как понять, хорошо ли смотрится такой большой и пустой участок лица на фото? Как красиво обрезать нос? Второй глаз?
Читайте также:
Кадрирование портрета: современный подход
8. Дорабатывайте композицию на постобработке.
Из сказанного выше вытекает, что кадрирование в крупном плане — это особое искусство. Поэтому не требуйте от себя слишком многого и знайте, что всегда можно чуть подправить фотографию, обрезав лишнее в графических редакторах.
9. Снимайте не только лицо.
Обратите внимание на каждый предмет в кадре и за его пределами. Руки, положение ног, детали интерьера. Всё это раскроет героя и добавит атмосфере фотосессии.