«Московский Детройт», автолегенда СССР, «автомобильная держава», «город в городе» – все эти эпитеты относятся к уникальному Автомобильному Московскому Заводу имени Лихачева (АМО ЗИЛ). Он был основан в далеком 1916 г. в Даниловском районе Москвы и просуществовал до недавнего времени. 2 августа ему исполнилось бы 107 лет. Сегодня мы вспомним о том, как появился это предприятие и какие модели автомобилей выпускали под брендом ЗИЛ.
Основание завода
Первый в мире автомобиль был сконструирован давно – в 1769 году французским изобретателем Николасом Джозефом Кагнотом. Он работал на паровом двигателе и был очень громоздким, тяжелым. Датой рождения автомобилей, работающих на нефтяном топливе, можно считать 1862 год. В России же самый первый автомобиль появился 1896 году. Он был спроектирован и изготовлен инженерами Яковлевым Евгением Александровичем и Фрезе Петром Александровичем.
Это транспортное средство было очень похоже на карету и не вызвало особого интереса в высших кругах Российской империи. К 1914 годам по российским дорогам ездило около 4,5 тысяч иностранных легковых автомобилей, в то время как в США их было уже больше миллиона. Поэтому можно сказать, что до 1916 года в России автопрома не существовало.
Ситуация кардинально изменилась, когда началась Первая мировая война. Власти поняли, что для победы нужны не только пушки и снаряды, но и моторизированные транспортные средства. Браться Рябушинские, основатели Автомобильного московского общества, купили участок возле знаменитой Тюфелевой рощи, где когда-то разворачивалось действие повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И летом 1916 года началось строительство завода.
Сначала предполагалось, что грузовики будут собирать из американских и итальянских комплектов. Но в результате революции 1917 года поставки импортных запчастей и оборудования были сорваны. А недостроенный завод долгое время работал как мастерская по ремонту автомобилей для нужд фронта.
Первый автомобильный двигатель и первый грузовик
Летом 1918 года завод был национализирован, но первый автомобиль выпустили только в 1924 году. Сначала на заводе освоили производство двигателей для первых советских танков. В качестве прототипа использовали мотор итальянских грузовиков Fiat. Для производства сложных деталей привлекли 123 американских рабочих русского происхождения.
В 1922 г. завод назвали в честь убитого итальянского коммуниста Ферреро, который руководил революционным движением на заводе Fiat (Завод АМО имени Ферреро). Несмотря на все трудности – недостаток металла, оборудования и квалифицированных кадров, первый советский автомобиль был выпущен здесь в ночь на 1 ноября 2024 г.
Амовцы торопились – в честь Великого Октября они должны были собрать 10 автомобилей, а до праздника оставались считанные дни. Машины покрасили в красный цвет, символизирующий революционное знамя, и они приняли участие в параде на Красной площади.
По назначению он был грузовым, но на практике перевозил всё и всех. На базе этого автомобиля в последующем было создано большое количество модификаций для разных целей: почтовые фургоны, тягачи, бронеавтомобили, цементовозы, рефрижераторы, пожарные машины и многое, многое другое.
Так была открыта первая страница в истории отечественного автомобилестроения. А уже в январе 1928 г. на обложке первого номера журнала «За рулем» красовалась фотография тысячного грузовика Ф-15, выпущенного на заводе.
От грузовика до лимузина
В начале 1930-х гг. завод реконструировали и переименовали в Завод имени Сталина (ЗИС). Было налажено производство грузовиков по лицензии американской фирмы «Autocar». ЗИС превратился в гиганта автомобильной промышленности. Начался выпуск лимузинов для партийного руководства страны – знаменитых ЗИСов.
Во время Великой Отечественной Войны часть завода была эвакуирована на восток. В результате появились новые предприятия, изготавливающие автомобили: Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и УралАЗ в Миассе, где выпускали шасси для знаменитых «Катюш». Советский автопром продолжал расти.
В военные годы широкое распространение получила сборка автомобилей, полученных по ленд-лизу. Тогда же началось проектирование легендарного автомобиля «Победа».
Интересный факт: сначала этот автомобиль хотели назвать «Родина», но потом решение изменилось. Это первый отечественный автомобиль, который вышел на экспорт в социалистические страны. Новая «Победа» ничем не уступала по качеству зарубежным аналогам и даже превосходила их.
Лихачев: «профессор автомобилестроения»
История завода АМО тесно связана с именем одного из его руководителей – И.А. Лихачева. Именно он управлял масштабной реконструкцией и техническим перевооружением завода, а также добился многократного увеличения выпуска автомобилей. В период его работы завод стал одним из крупнейших автомобилестроительных производств Европы и мира.
Иван Алексеевич Лихачев родился в бедной семье тульского крестьянина и закончил всего 3 класса училища. Но благодаря своему пытливому уму и стремлению учиться всему на практике, он сумел организовать современное для того времени производство автомобилей. За что и получил прозвище «профессор автомобилестроения».
Как отмечали его современники, он был очень требовательным и в то же время открытым человеком, обладал хорошим чувством юмора. Он умел убеждать людей и заботился об их жизни и быте.
В 1956 г. после смерти Лихачева завод назвали его именем.
Город в городе
АМО ЗИЛ – это был огромный завод, настоящая «автомобильная держава». В 1940 г. здесь работало 39 тысяч человек, а к началу 1990-х гг. в Производственном объединении ЗИЛ состояло 17 предприятий с общей численностью работников 112 тысяч человек, из которых более 62 тысяч работало на головном заводе. В период расцвета производства рабочие трудились в 3 смены.
Для работников были созданы столовые и поликлиники, санатории и пансионаты, бассейн и стадион, детские сады и ясли, заводские магазины, свой Дворец культуры ЗИЛ, обслуживавший весь Пролетарский район Москвы; училище, техникум, ВУЗ; свой речной порт и отделение ГАИ. Устроиться на завод в 1950-1960-е гг. означало не только получить престижную московскую прописку, но и приобщиться ко всем благам цивилизации.
В конце 1980-х гг. территория завода насчитывала 2 миллиона кв. м. и более 45 тысяч единиц оборудования. В сутки на поточных линиях выпускали по 700 грузовых автомобилей.
«Закат» производства
Однако автогиганту не суждено было дожить до наших дней. В 1970-е гг. началось постепенное устаревание заводских служб. А после распада СССР, когда основные заказчики предприятия, сельское хозяйство и промышленность, лишились государственной поддержки, судьба завода и вовсе была на волоске. Он был приватизирован, в 2013 г. прекратилась сборка автомобилей, а в 2020 г. – снесли последний цех. К 2021 г. легендарный завод исчез полностью: на его месте построен новый район Москвы с жилыми и офисными зданиями.
Однако сам бренд ЗИЛ сохранился: в базе товарных знаков Роспатента есть целый ряд таких торговых названий, права на которые принадлежат ООО «ЗИЛ-Ай-Пи» – дочернему предприятию завода, на которое в течение нескольких лет оформляется вся его интеллектуальная собственность. Компания выдает лицензии на производство запчастей, бытовых товаров и игрушек – точных копий легендарных машин, о которых с теплом вспоминает не одно поколение россиян.
___________________________________________________________________
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
___________________________________________________________________________
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Как запатентовать идею в России
Сколько стоит патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец
Как самостоятельно зарегистрировать свой бренд в Роспатенте
Услуги патентного поверенного при регистрации интеллектуальной собственности