Найти тему

Альтернативная версия похищения Джоконды или еще одна загадка знаменитой картины

Оглавление
Винченцо Перуджа.
Винченцо Перуджа.

Картина «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» великого Леонардо де Винчи, больше известный как «Мона Лиза» или «Джоконда» наверняка самое знаменитое художественное произведение в истории человечества.

Вокруг картины ходит множество легенд и мифов, исследователи все время находят в ней все новые и новые загадки: то госпожа Джокондо была возлюбленной художника, то вообще была мужчиной, то Мона Лиза – это сам Леонардо де Винчи. Про улыбку я уж не говорю.

Но вот что примечательно – до августа 1911 года про картину знал только узкий круг ценителей, интеллектуалов и искусствоведов. Нет, конечно, шедевр, кто бы спорил. И мастер великий. Но для поистине мировой славы, такой, чтобы каждый образованный человек восхищался произведением искусства, нужно нечто больше, чем мастерство художника.

И это большее случилось 21 августа 1911 года. Картину «Мона Лиза» похитили. Из самого Лувра. Непонятно кто и как. Просто исчезла, словно испарилась.

Невероятно! Сенсация! Газеты подняли шум о пропаже шедевра великого мастера. Преступление назвали величайшим в истории хищением произведения искусства. Расследование шло чуть ли не в прямой трансляции, если этот термин можно применить к газетам. И шум не утихал два года, пока в 1913 году «Мона Лиза» не вернулась обратно в Лувр.

Что-то в этой истории не сходится

Обстоятельства этого преступления не менее загадочны, чем улыбка Мона Лизы. Похитителем оказался бывший работник Лувра итальянец Винченцо Перуджа.

Продержав картину какое-то время на парижской квартире, он перевез ее в Италию, где тупо откликнулся на публичное объявление владельца художественной галереи из Флоренции Марио Фрателли, о том, что тот готов купить «Мона Лизу».

Он связался с Фрателли, а галерист проверил картину, и убедившись в ее подлинности, сдал вора полиции.

В общем, попался Перуджа настолько глупо, что вызывает серьезные сомнения: мог ли он вообще в одиночку совершить такое ограбление.

Перуджа арестовали. На следствии он сообщил, что хотел вернуть итальянскую картину в Италию. С этой целью он в 7 часов утра 21 августа 1911 года вошел в музей через служебный вход, одетый в белый халат, который носят сотрудники. Он улучил момент, когда зал опустел, спокойно снял картину со стены. Затем отнес в укромное место, где избавился от чехла и рамы. По словам Перуджи он просто обернул картину в свой белый халат и вышел с этим свертком под мышкой через тот же служебный вход.

В общем, история невероятная и всегда вызывала большие сомнения.

Гениальная афера или альтернативная история похищения

В 1932 году журналист Карл Декер опубликовал сенсационную статью о том, кто и как на самом деле похитил Джоконду.

Аргентинский авантюрист, называвший себя маркизом Эдуардо де Вальфьерно заказал некому художнику-фальсификатору Иву Шодрону 6 копий "Мона Лизы". Он заранее перевез эти копии в разные страны мира и после этого организовал похищение. На роль исполнителя хорошо подошел Перуджа, считавший, что картину из Италии вывез Наполеон в качестве трофея. Что ее сам Леонардо подарил французскому королю он не подозревал.

Лжемаркиз нанял Перуджа и нескольких нескольких работников Лувра, для совершения этого преступления.

Вальфьерно не собирался брать шедевр себе. Цель аферы заключалась в продаже именно подделок. Чтобы избежать сложностей при пересечении границ, они были загодя доставлены в те страны, где он наметил потенциальных покупателей. Подделки были проданы, как оригинал, похищенный из Лувра.

В скромности покупателей и их молчании Вальфьерно мог быть уверен. А каждый покупатель был уверен, что он является владельцем подлинной Мона Лизы.

Версия причастности к краже человека по имени Эдуардо де Вальфьерно всплывала и раньше. Однако Перуджа отрицал свою связь с ним, заявляя, что только один раз случайно виделся с ним в Лувре.

Кто скрывался под этим именем, какую роль он сыграл в этой истории и сыграл ли вообще так и осталось еще одной загадкой Джоконды.

Перуджа же прожил обычную жизнь. Во время 1 мировой войны служил в итальянской армии, попал в австрийский плен и пробыл там до 1918 года. После этого опять переехал во Францию, женился, работал художником декоратором. Умер в 1925 году, похоронен во Франции.

Получив свою долю славы и место в истории.