Картина «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» великого Леонардо де Винчи, больше известный как «Мона Лиза» или «Джоконда» наверняка самое знаменитое художественное произведение в истории человечества.
Вокруг картины ходит множество легенд и мифов, исследователи все время находят в ней все новые и новые загадки: то госпожа Джокондо была возлюбленной художника, то вообще была мужчиной, то Мона Лиза – это сам Леонардо де Винчи. Про улыбку я уж не говорю.
Но вот что примечательно – до августа 1911 года про картину знал только узкий круг ценителей, интеллектуалов и искусствоведов. Нет, конечно, шедевр, кто бы спорил. И мастер великий. Но для поистине мировой славы, такой, чтобы каждый образованный человек восхищался произведением искусства, нужно нечто больше, чем мастерство художника.
И это большее случилось 21 августа 1911 года. Картину «Мона Лиза» похитили. Из самого Лувра. Непонятно кто и как. Просто исчезла, словно испарилась.
Невероятно! Сенсация! Газеты подняли шум о пропаже шедевра великого мастера. Преступление назвали величайшим в истории хищением произведения искусства. Расследование шло чуть ли не в прямой трансляции, если этот термин можно применить к газетам. И шум не утихал два года, пока в 1913 году «Мона Лиза» не вернулась обратно в Лувр.
Что-то в этой истории не сходится
Обстоятельства этого преступления не менее загадочны, чем улыбка Мона Лизы. Похитителем оказался бывший работник Лувра итальянец Винченцо Перуджа.
Продержав картину какое-то время на парижской квартире, он перевез ее в Италию, где тупо откликнулся на публичное объявление владельца художественной галереи из Флоренции Марио Фрателли, о том, что тот готов купить «Мона Лизу».
Он связался с Фрателли, а галерист проверил картину, и убедившись в ее подлинности, сдал вора полиции.
В общем, попался Перуджа настолько глупо, что вызывает серьезные сомнения: мог ли он вообще в одиночку совершить такое ограбление.
Перуджа арестовали. На следствии он сообщил, что хотел вернуть итальянскую картину в Италию. С этой целью он в 7 часов утра 21 августа 1911 года вошел в музей через служебный вход, одетый в белый халат, который носят сотрудники. Он улучил момент, когда зал опустел, спокойно снял картину со стены. Затем отнес в укромное место, где избавился от чехла и рамы. По словам Перуджи он просто обернул картину в свой белый халат и вышел с этим свертком под мышкой через тот же служебный вход.
В общем, история невероятная и всегда вызывала большие сомнения.
Гениальная афера или альтернативная история похищения
В 1932 году журналист Карл Декер опубликовал сенсационную статью о том, кто и как на самом деле похитил Джоконду.
Аргентинский авантюрист, называвший себя маркизом Эдуардо де Вальфьерно заказал некому художнику-фальсификатору Иву Шодрону 6 копий "Мона Лизы". Он заранее перевез эти копии в разные страны мира и после этого организовал похищение. На роль исполнителя хорошо подошел Перуджа, считавший, что картину из Италии вывез Наполеон в качестве трофея. Что ее сам Леонардо подарил французскому королю он не подозревал.
Лжемаркиз нанял Перуджа и нескольких нескольких работников Лувра, для совершения этого преступления.
Вальфьерно не собирался брать шедевр себе. Цель аферы заключалась в продаже именно подделок. Чтобы избежать сложностей при пересечении границ, они были загодя доставлены в те страны, где он наметил потенциальных покупателей. Подделки были проданы, как оригинал, похищенный из Лувра.
В скромности покупателей и их молчании Вальфьерно мог быть уверен. А каждый покупатель был уверен, что он является владельцем подлинной Мона Лизы.
Версия причастности к краже человека по имени Эдуардо де Вальфьерно всплывала и раньше. Однако Перуджа отрицал свою связь с ним, заявляя, что только один раз случайно виделся с ним в Лувре.
Кто скрывался под этим именем, какую роль он сыграл в этой истории и сыграл ли вообще так и осталось еще одной загадкой Джоконды.
Перуджа же прожил обычную жизнь. Во время 1 мировой войны служил в итальянской армии, попал в австрийский плен и пробыл там до 1918 года. После этого опять переехал во Францию, женился, работал художником декоратором. Умер в 1925 году, похоронен во Франции.
Получив свою долю славы и место в истории.