Хочу обсудить вот такой момент: реальные результаты ОГЭ по математике. Много сейчас натыкаюсь на статьи, что в одном округе, 35% девятиклассников провалили экзамен, в другом - 30%, в третьем - 40% и т.п. (я немного утрирую, но суть ясна) - много обучающихся 9х классов не могут набрать минимум по математике своими силами. (Да и базу проваливают многие. В принципе, тоже сюда входит). А авторы статей, приводя примеры, часто ругают систему образования, вечный вопль «верните экзамены СССР» и т.п.
Я напишу свое видение ситуации как педагога и как репетитора. Хотелось бы также послушать и Вас, и обсудить Ваше мнение.
Я ни в коем случае не выступаю за отмену ГИА в том виде, в котором оно существует сейчас (я говорю только о математике). Возможно, некоторые доработки были бы неплохи, но сама система крута. Вы можете сказать: «Вот сдавали мы по билетам, было здорово». Да, и я сдавала в свое время по билетам. И у меня была ситуация с экзаменом по геометрии (он не входил в математику, геометрия была предметом по выбору) - меня очень не любил педагог. Не знаю уж почему, но вот никак. Возможно, потому что я к нему на платные допы не ходила, а готовилась сама. В итоге, меня конкретно валили. А те, кто ходил платно, сдали на 5 и билеты у них были из разряда «как зовут учителя». ГИА исключает подобное. И это плюс.
Если рассмотреть под микроскопом задания ОГЭ и базы, реально, большинство из них решит 7 классник. Максимально простые задания (я не говорю о второй части ОГЭ или о 19 и 21 номере базы, которые похитрее), но подготовиться и сдать на минимум без помощи репетитора как нечего делать. Соответственно, делаем вывод: проблема в процессе обучения в школе. И тут ситуация разделяется.
1. Нехватка адекватных и желающих работать педагогических кадров.
Есть педагоги, которых можно назвать Учителем с большой буквы. Но они встречаются довольно редко. Вот пример: я в свое время после уроков (все равно сижу тетради проверяю) в свободный день от курсов и бумажной волокиты предлагала ученикам приходить и задавать вопросы на понимание. Абсолютно безвозмездно. Все равно я там сижу. Не сложно же на вопрос ответить. Так меня потом директор вызывала и все удивлялась, как это так - я не беру денег… (зп тогда у меня была совсем маленькая). То есть я понимаю, что в той школе, где я работала когда то такого не практиковалось. И для меня это непонятно.
Ну хорошо, разные ситуации бывают, я не ценю свое время и не монетизирую его. Но можно же что то придумать и не за деньги. А то бывают явления - есть вопросы - приходи на индивидуальные занятия, да и не бесплатно, а за денежку.
Я не говорю, что репетиторство плохо, нет. Но не нужно всех под одну гребенку то грести. Не все могут позволить себе индивидуальные занятия. Можно же что то и просто так объяснить, если ребенок хочет.
Не знаю, может быть я тот вымирающий вид динозавров-педагогов, которые еще верят в бесплатное образование и его доступность всем?
Бывает наоборот - в классе ничего не делаем, родители просят индивидуальные занятия - ОК. Почему нет то, но это уже платно, ибо нефиг на уроках ворон считать, а потом просыпаться. Это как раз подводит к п.2)
2. Проблема с обратной стороны - ученики. Реально в школу учиться приходит процентов 10-20. Остальные просто приходят потусоваться и пообщаться. А на оценки и предметы - «пофиг, 3 нарисуют, чтобы рейтинг не портить»
И вот тут мы упираемся в основную проблему, которая, как я считаю, существует в школе - рейтинговая система, запрет ставить «2» и безбоязненность вылететь из школы. Когда я училась, нас могли отчислить и приходилось искать другую школу, возможно вообще в другом районе, куда фиг доедешь еще. Сейчас же тянут за уши до последнего. Рисуют 3, кое-где помогают на экзаменах (чему я вообще противлюсь). А смысл тогда от школы? Ну просидел ты 9 лет в никуда, нарисовали тебе 3 там, где по факту вообще 0 ставить надо. И что дальше? Многие абсолютно неграмотные, посчитать без калькулятора не могут.
Как учитель я вижу ситуацию в проблеме, что «мне нарисуют, а экзамены - спишу». Не представляете как у меня горело, когда еле-еле троечник (а по факту двоечник) списал ОГЭ на 5 и пришлось ему 4 в аттестат ставить. У меня аж рука не поднималась. Я же знаю, что там в голове - пусто. А в аттестате 4… это ужас.
Вы думаете много ко мне приходило на БЕСПЛАТНЫЕ допы по подготовке к экзаменам? Единицы! Вот и ответ.
Как к репетитору ко мне обращаются, скажем так, 3 вида учеников: 1) реально не понимает. Не спорю, есть те, кому ну никак не дается предмет (сама такая же в гуманитарных науках - ноль). Понятное дело, когда в классе 25-30 человек угнаться сложно. Это нормальная ситуация.
2) пропустил что то раньше и отстал намного. Это моя любимая ситуация. Когда в 5-6-7 классах что то не выучил, не понял или пропустил, а потом в 8-9 классе уплыл окончательно. Если ребенок замотивирован понять, научиться - пфф, за несколько занятий нагоняем материал и выравниваемся, дальше - сам.
3) ой, а у меня же экзамен, или ой, а я не сдал, пересдача через неделю.
Абсолютно волшебные создания, которые уверены, что подготовятся к ОГЭ/ЕГЭ за 2 недели. Но при условии, что в голове - ноль. Были у меня ребята, которые обращались за месяц до экзамена, но там нужно было только несколько моментов разобрать, а в остальном - вполне готовы сдавать. А вот нулёвые товарищи - это отдельная песня. Что ж ты, родной, делал весь год?
Тоже тема - у нас нет денег на репетитора.
Да и не нужны они. Сейчас на просторах интернета столько разборов, примеров, снятые на видео, в виде статей, подробно и не очень. Это вот лет 10-15 назад такой базы не было в открытом доступе, а сейчас делают все, кому не лень. И реально очень много качественного контента. И я не про ГДЗ говорю, я говорю про объяснения. Просто полный ютуб бесплатных репетиторов. Найди подходящего и все.
В общем, не знаю, я вижу проблему только со своей колокольни. И с моей стороны - нежелание детей учиться, ведь итак все поставят, хотя ресурсов - хоть отбавляй.
Все, выговорилась :)
А теперь, давайте обсудим.
Каково ваше мнение, почему в школах так, извиняюсь, хреново с математикой?