Найти тему

Становление отечественного телевидения

В современном мире телевидение оказало огромное воздействие на материальную и духовную культуру человека. Инновационные технологии, при помощи которых можно кардинально изменить уровень технического развития общества — это результат работы многих ученых, изобретателей, целых научных коллективов. Одни создавали идеи, другие внедряли эти идеи в приборы, а третьи использовали эти приборы в тех или иных целях. Именно такие уникальные условия возникли в науке и технике СССР, благодаря чему возникает советское телевидение.

Огромная роль научно-технического прогресса в СССР в формировании и развитии отечественного телевидения определила цель работы: рассмотреть особенности становления и развития телевидения в СССР в рамках общего процесса научно-технического развития в стране.

Сама мысль о видении на расстоянии возникла на заре человечества. Но только век XIX создал возможности для воплощения этой идеи в реальность. Два достижения человеческого гения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» — радио должны были соединиться, чтобы появилось телевещание.

Простой преподаватель физики Кронштадтского минного офицерского класса Александр Степанович Попов заставил служить человечеству электромагнитные колебания, обнаруженные Г. Герцем. Изобретение Попова, показанное им 7 мая 1895 года, распространилось во всем мире со скоростью света.

Александр Степанович Попов (1859 - 1906) - русский физик и электротехник. Профессор физики ЭТИ (с 1905 г.), первый выборный директор (1905 – 1906) Электротехнического института императора Александра III (ныне СПбГЭТУ "ЛЭТИ").
Александр Степанович Попов (1859 - 1906) - русский физик и электротехник. Профессор физики ЭТИ (с 1905 г.), первый выборный директор (1905 – 1906) Электротехнического института императора Александра III (ныне СПбГЭТУ "ЛЭТИ").

Также, в 1888 — 1889 годах профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов, изучив «внешний фотоэффект» (способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны), создал фотоэлемент. Достижение Столетова дало перспективную возможность полного преобразования световой энергии в гальваническую.

Александр Григорьевич Столетов  (1839-1896). Инициатор создания Физического института при Московском университете. Получил кривую намагничивания железа («кривая Столетова», 1872 год), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888-1890 годы).
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Инициатор создания Физического института при Московском университете. Получил кривую намагничивания железа («кривая Столетова», 1872 год), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888-1890 годы).

Всё это стало основой возникновения механического телевидения которое было гораздо проще достижимо, чем электронное телевидение. Механическое телевидение, электромеханическое телевидение — разновидность телевидения, использующая для разложения изображения на элементы и последующего обратного синтеза электромеханические устройства вместо электронно-лучевых трубок или полупроводниковых приборов. Тем более, что передачи механического телевидения проводятся в посредственных и длинноватых волнах, их возможно осуществлять везде, а также телецентр в Москве имел возможность обхватить почти целую территорию СССР. Следовательно, если бы советское телевещание начиналось наподобие электронного телевидения, то заинтересованность к нему могли бы демонстрировать только лишь жители Москвы и пригородов. Очевидно, подобная недостаточность зоны воздействия телецентра сдерживала вероятность широкого распространения мысли телевидения. Между тем, заинтересованность в телевидении, вызванное первыми передачами, спровоцировало увеличение социальной необходимости в нем. Поэтому этап механического телевидения занимает своё почетное место в развитии телевещания.

Шарж на И. Н. Смирнова  (из серии «Твои наркомы у тебя дома», 1920-е) первого руководителя НКПТ СССР
Шарж на И. Н. Смирнова (из серии «Твои наркомы у тебя дома», 1920-е) первого руководителя НКПТ СССР

Фактическое возникновение привычного для нас телевещания началось примерно с 1930-х годов. Но до первой телепередачи необходимо было пройти долгий путь технического прогресса, начиная всего лишь со статичного схематичного немого изображения геометрических фигур.

Всё началось с первоначальных опытов в 1921 г., посвященных передачи информации на дальние расстояния. Речь шла о работе Нижегородской радиолаборатории под руководством Михаила Бонч-Бруевича. В 1923 г. Всесоюзный электротехнический институт была передана информация об успешных экспериментах, касающихся про передачу видеосигналов на дальних дистанциях. В 1929 году был разработан и внедрен проект приемо-передающего аппарата в основе электромеханических приборов (крутящийся накопитель вместе с диском, а также вращающийся диск винтообразно) [4].

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873 — 1955) — российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, этнограф, публицист. Ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина. Доктор исторических наук. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича.
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873 — 1955) — российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, этнограф, публицист. Ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина. Доктор исторических наук. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича.

Данные устройства могут транслировать 30-строчные списки с полосой пропускания в несколько килогерц по радио. Подготовкой профессионалов учреждение занималось по руководству Народного комиссариата связи и телеграфа СССР, который впоследствии 1930 г. разрешил проведение работ, нацеленных на формирование столичного телевизионного центра. Первая демонстрация техники состоялось 01 мая 1931 года в помещении Университета.

В отличие от Москвы продвижение электромагнитных средних волн возможно было получить и в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону, Смоленске, Томске, а также из-за рубежа. После радиовещания 3 раза в неделю выходили часовые телепрограммы. Был показ определенных кадров с субтитрами, ровно также как и в кинофильмах. Начиная с 1934г. появилось механическое телевидение со звуковым сопровождением. Объединение программ, ориентированных на систему с механическим разрядом, длилось вплоть до 1940 года [1].

Пример многолучевого распространения сигнала
Пример многолучевого распространения сигнала

Образ, полученный на экране, был недостаточно четким и качественным, однако в нем можно было увидеть как человеческие очертания, так и известные предметы быта. Необходимость роста качества отображения обусловила потребность повышения количества приёмников и передатчиков телевизионных трубок в некоторое количество раз. Возникновение электрического телевидения увеличило качество передачи и сильно способствовало его формированию.

В Советском государстве в 1937 г. началась постройка телевизионных центров вместе с использованием электрических систем. В Москве 1-ый центр был основан на улице Шаболовка (на основе радиостанции, работавшей начиная с 1921 года). Спецоборудование закупили в Соединенных штатах Америки, но Ленинградский телевизионный центр (ЛТЦ), сформированный при Ленинградском комитете согласно радиоинформации, а также радиовещанию, был оборудован нашей техникой. В октябре 1938 года в Ленинграде стартовало регулярное телевизионное радиовещание, а первые выходы главных трансляций начались 10 марта 1939г.

Вид на телебашню на Шаболовке в 30-е гг. ХХ в.
Вид на телебашню на Шаболовке в 30-е гг. ХХ в.

В Москве передаваемое качество изображения занимало всего лишь 343 строчки, а в Ленинграде 240 строчек с быстротой Двадцать пять кадров в секунду.

Первоначальные достижения телевизионного радиовещания дали возможность перейти к исследованию индустриальных стандартов телевизионной техники. В 1938 г. был произведён 343-миллиметровый 18-сантиметровый отражающий фотоаппарат [2].

В годы Великой Отечественной войны (1941-1942) телевещание никак не функционировало. Московский телецентр в Шаболовке возобновил деятельность трансляций с 7 мая 1945 года, а уже пятнадцатого декабря в Европе вещание проводилось 2 раза в неделю. Первое военное телевидение в Ленинграде возникло 5 ноября 1947 года, 18 сентября 1948 года в городе вновь начало свою работу постоянное телевещание. Актуальным шагом стало утверждение телевизионного эталона, учитывающего распределение телевизионных изображений на 625 строчек. В 1949 г. в Столице началось изготовление первого общественного телевизора «КВН-49» (согласно первоначальным буквам – Кенигсбергский, Варшавский, Николаевский), выпускавшегося до самого 1962 года.

телевизионные центры упоминались в Законе «О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946–1950 гг.». В СССР очень серьезно относились к развитию телевидения — даже в трудное послевоенное время
телевизионные центры упоминались в Законе «О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946–1950 гг.». В СССР очень серьезно относились к развитию телевидения — даже в трудное послевоенное время

Вплоть до 1949 года телевидение пользовалось студиями и кинофильмами с целью демонстрации сценических спектаклей, а также выступлений. Тем временем, в Ленинграде приступила к работе экспериментальная телевизионная станция, благодаря которой 1 мая 1949 года в первые были транслированы парады и праздничные демонстрации в муниципальном Дворце культуры. В 1950-1955 годах началась популяризация телевизионного радиовещания по всей стране.

Телевизионная публика начинает расти стремительными темпами, увеличивается, формируется, делается общественной, по этой причине популярны и различного рода жанры вещания (интервью, реклама, новости, репортаж, ток-шоу). 22 марта 1951 года было издано распоряжение Совета Министров СССР "О компании телевизионного радиовещания в городе Москве", в основе которого была сформирована московская центральная студия телевидения (ЦСТ- ныне первый канал и главная творческая телевизионная организация в стране). Центральная телефонная станция была основана в 1954 г. в интересах пропагандистских, научно-известных, индустриальных, аграрных, а также спортивных передач, и, конечно, киноредакций [2]. Бурное развитие советского телевидения было связано [2].

Открытая продажа телевизоров и радиоприемников в Ленинграде, 1958 г.
Открытая продажа телевизоров и радиоприемников в Ленинграде, 1958 г.

В новоиспеченных редакциях начали трудиться корреспонденты, обладавшие опытом работы в печати и телевещании. Повседневное транслирование возникло только лишь в 1955 г., а в феврале 1956 года Центральное телевидение запустило две подпрограммы, которые начинались в семь часов вечера и длились в среднем два-три часа. В завершении 1950-х и 60-х годов телевещание как видим стало Всесоюзным. Так, уже в 1964 г. в первые в стране с помощью поддержки спутниковой связи был выполнен взаимообмен телепрограммами между Токио (Япония) и Парижем (Франция). В 1960-х и 1970-х годах был введен в эксплуатацию технический телевизионный центр (ТТЦ) "Останкино", предназначенный для формирования 8 внутренних и интернациональных телевизионных проектов. Количество программных телецентров к 1970 г. достигло 130 и уже ставился вопрос о их урезании, так как радиорелейные кабельные линии и спутники связи позволили сформировать централизованную организацию телевизионной пропаганды. Местные программы рассматривались как плохая «самодеятельность».

Фото с первого выпуска программы «Спокойной ночи, малыши!»
Фото с первого выпуска программы «Спокойной ночи, малыши!»

К 1970 г. телеприемники с экраном 59 см по диагонали выпускались в больших количествах многочисленными советскими заводами (наиболее были известны марки «Рубин», «Березка», «Чайка», «Фотон», «Каскад», «Таурас», «Электрон», «Темп»), появилась передвижная форма, способная функционировать от аккумулятора («Юность-2»).

Спецтехника телецентров претерпела еще более решительные перемены. Операторы получили новое поколение студийных видеокамер, оснащенных трансфокаторами. Безусловно, Историю телевидения не следует расценивать в отрыве от истории державы. Пропаганда, как известно, обязана удовлетворять нужды политики и не может быть лучше, чем эта политика. Хроника социально-общественно-политических, а также новостных телепрограмм 1957 – 1970 годов без преувеличения может быть связана с историей пропагандистских кампаний, проводившихся согласно указанию руководства КПСС абсолютно всеми средствами массовой информации. Так как в большинстве распоряжений ЦК КПСС и Совмина СССР содержался раздел, начинающийся словами: «Обязать Государственный комитет по радиовещанию и телевидению...» И переверстывались программы дня, квартальные и годовые планы, для того чтобы «отразить» последние мудрые решения, выполнить ценные указания.

Кадр из советской передачи «Труженикам полей», в которой восхвалялись достижения сельского хозяйства СССР.
Кадр из советской передачи «Труженикам полей», в которой восхвалялись достижения сельского хозяйства СССР.

Таким образом, телевидение представляло собой на протяжении всех 60-70 гг. лидирующее средство массовой информации, которому еще не было конкуренции со стороны интернет-ресурсов. История развития телевидения в 30-ых и 70-ых годах 20 века представляет из себя процесс, опирающийся на общее техническое развитие страны. Само телевидение активно используется для политических, образовательных, воспитательных целей, при этом достаточно активно эволюционируя в сторону игрового телевидения.

Однако все более и более развивается также политический подход к телевидению, внедряются идеологические становки, контроль осуществляется за тематическим репертуаром, четко выделяется цензурный диктат. Не смотря на идеологический диктат, широко начинает развиваться художественные формы на телевидении, активно участвуют в теле-процессе известные в то время деятели культуры. Все это заложило основу уже не просто советского, но и российского телевидения.

Список литературы:

1. Голядкин Н.А. История Отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие. - Аспект пресс, 2011.

2. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. - М., 2004.

3. Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). - М., 2002.

4. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. - М., 2001.