Найти в Дзене
Bikini Gun. Записки режиссера

Почему старые советские фильмы такие уютные?

Один из ответов на вопрос заголовка лежит на поверхности. Сегодня мы настолько информационно перегружены, что невольно тоскуем по временам без интернета. Советские фильмы успокаивают душу уже в силу размеренного темпоритма. Смотришь, к примеру, фильм «Белые росы» и выпадаешь сознанием из гудящего улья современного инфополя. Это в какой-то мере похоже на прогулку по лесу, когда идешь по нему без телефона. Правда, не всем помогает природа. Люди могут её не замечать и продолжать вариться в негативе мыслей. Советский кинематограф зачастую оказывается лучшим средством от перманентного нервного напряжения.

Есть еще одна существенная причина, по которой мы охотно убегаем в старые фильмы. Их мир обладает интуитивно понятной системой координат, где добро и зло находятся на своих местах. Проблема современной культурной среды в полном размытии границ между добром и злом. Люди как раз поэтому и не способны обрести душевный покой. Мы бегаем от одного оратора к другому в надежде получить наиболее успокаивающую информацию. В рациональном плане это удается сделать время от времени. На эмоционально-чувственном уровне найти твердую почву под ногами довольно сложно. Тут сразу же хочется посмотреть в сторону мастеров культуры. Какую сферу не затронь, картина рисуется печальная.

Современные фильмы, будь то отечественные или зарубежные, функционально заточены на отвлечение внимания. Зритель идет в кинотеатр с целью дать передышку своему сознанию, которое без перерыва реагирует на внешние вызовы. То же самое касается и бесконечных сериалов. Нам кажется, что мы отдыхаем, глядя очередную мыльную оперу, ситком или чушь про вампиров. На деле же отчасти успокаивается ум. В эмоциональном плане облегчения не происходит. Создатели фильмов не дают нашим душам выговориться.

Если мы честно проанализируем современных киногероев, то в конечном счёте признаемся, что не хотим иметь с ними ничего общего. Даже если некий персонаж не кажется нам картонным, он при детальном рассмотрении будет лишен нравственной глубины. В основном нынешних героев ведут по сюжету их желания. Зритель наблюдает за конфликтом "хотелок" и не переходит на следующий уровень, который сегодня принято называть экзистенциальным. Последний часто упоминается в рецензиях умничающих критиков, но отсутствует на практике, так как современные режиссеры не стремятся сделать своего зрителя лучше. Давайте честно, в гробу они это видали. Ну а нашему брату остается лишь грустно вздохнуть и пересмотреть еще один старый советский фильм.

Кадр из фильма "Белые росы". Режиссер Игорю Добролюбов. Киностудия "Беларусьфильм"
Кадр из фильма "Белые росы". Режиссер Игорю Добролюбов. Киностудия "Беларусьфильм"