«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сера — одна из самых узнаваемых картин в мире. Она создана авторским методом художника, названным пуантилизмом (дивидионизмом).
О технике
Подробно о сути пуантилизма и его возникновении я писала тут. Основная же идея метода заключается в том, что оптическая смесь точечных мазков, воспринятая глазом человека, выглядит более яркой и насыщенной, чем смесь красок на палитре. Именно поэтому для написания картины Сера использовал отдельные точки чистого цвета.
Размер полотна огромен — два на три метра. Такой масштаб позволял тщательно нанесенным пятнышкам пульсировать всей полнотой цвета.
Кроме того, чтобы усилить интенсивность основных цветов, Сера создал по краям полотна бордюр из цветных точек, подобрав оттенки так, чтобы они дополняли цвета, расположенные рядом. К этому прием художник обращался не раз.
О Композиции
Сера планировал написать «веселую и яркую композицию с равновесием горизонталей и вертикалей, доминантами теплых цветов и светлых тонов со святящимся белым пятном в центре». И действительно, центром композиции стало белое пятно — платье маленькой девочки.
Пятна оранжевого цвета в одежде персонажей художник использовал в качестве ритмических акцентов. Горизонтальные тени от деревьев также добавляют ритма и, кроме того, помогают обозначить перспективу удаляющегося пространства.
О сюжете
В качестве темы для работы Жорж Сера выбрал парижан, отдыхающих в модном на то время месте для прогулок на природе — на острове Гранд-Жатт. Для создания картины художник делал натурные зарисовки, а затем работал с ними в студии в пуантилистической технике.
На полотне поместились, по некоторым данным, около 50 человек (я, честно говоря, насчитала чуть более 30), около 8 лодок, трех собак и обезьянка. Персонажи расположены в разных позах, но в основном в профиль — смотрящими на реку. Почти все укрываются от солнца шляпой или зонтиком.
Несмотря на то, что художник заселяет пространство полотна скорее не личностями, а типажами, Сера всё же оставляет намеки на то, кем являются персонажи картины. Женщина в оранжевой шляпе с длинными лентами и в светлой накидке, сидящая недалеко от воды, одета в униформу кормилицы.
Девушка с черным зонтом и модным турнюром, изображенная в профиль справа на переднем плане, вероятно, дама на содержании у богатого мужчины. Обезьянка, которую она удерживает на поводке, может означать распущенность и подчиненное положение.
Ещё одной женщине тоже приписывают сомнительную репутацию. Дама в оранжевом платье, стоящая у воды с удочкой, скорее всего, проститутка: слово «pêcher» во французском языке имеет два значения — ловить рыбу и грешить.
О впечатлении
В отличии от импрессионистов, Сера отказывается от спонтанности и естественности. Тут нет ничего от «ускользающего мгновения». Фигуры на его полотне выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают персонажей архаических фресок.
Хотя картина изображает современную сцену, гармония композиции, простые повторяющиеся формы, глубокие тени, классическая перспектива напоминают о живописи Возрождения. Сера сочетает свежесть восприятия и ренессансную устойчивость, этюдность импрессионизма пропадает.
При взгляде не полотно создается впечатление, что изображение как бы пенится, за счет мерцания контрастных точек перед глазами и отсутствия сплошных контуров.
Палитра несмешанных цветов, сбалансированных Сера, создает ощущение теплой безмятежности. Но безмятежности несколько тревожной и неестественной. Глядя на картину мы видим, скорее декорации, чем реалистичную картину, мы слышим тишину там, где обычно бывало шумно.
Атмосфера картины воспринимается как воплощение остановившегося времени. Современников потрясали огромные, неподвижные фигуры, как будто вырезанные из бумаги, скомпонованные с выверенными равновесием. Некоторые даже чувствовали сюрреалистический ужас, глядя на полотно.
А что вы чувствуете, глядя на масштабное полотно Сера? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал. Тут много интересного об искусстве!