На вопросы подписчиков отвечает клирик Марфо-Мариинской обители иерей Тихон Кречетов.
– Отец Тихон, многие люди, пришедшие в Церковь во взрослом возрасте, уже имея детей, не всегда понимают, что им нужно сделать для того, чтобы дети в семье тоже без сопротивления постились. Что требуется от родителей, чтобы пост стал естественной составляющей жизни ребенка?
– Заповедь о семье была дана человеку в раю. Адам полюбил Еву, которую Господь сотворил из части Адама. Бог заповедал:
«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт.2:24).
И в Евангелии мы читаем:
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мрк. 10:9).
Божия заповедь состоит в том, чтобы супруги были едиными прежде всего душой. Следствием этого единства становится телесная близость. Детки должны рождаться в мир от избытка взаимной любви супругов.
Если православные христиане в семейной жизни имеют такое единство, то они сами постятся, и устав поста естественно входит в их семейную жизнь. У детей уже и особых вопросов не возникает. Мы можем убедительно говорить о полезном для других людей, только основываясь на опыте. Я не помню свое раннее детство, но помню, что школьником я постился. И это не вызывало вопросов.
Помню, духовник не запрещал нам пить молоко постом. А я его все равно не пил, потому что оно мне не нравилось, и поэтому пост соблюдал наравне со взрослыми. Все было естественно. Вопрос выбора возникает, когда ребенок взрослеет. И если выросший молодой человек не хочет поститься, то это уже его решение. Но вполне можно сказать, что есть закон семьи, и если кто-то его не соблюдает, то это негативно отражается на других детях. Если он настолько самостоятельный, чтобы жить по своей воле, не считаясь с родительским словом, то значит он достаточно самостоятелен и для того, чтобы снять квартиру и начать жить отдельно.
– Это не слишком жесткое решение?
– Это во благо на самом деле, хотя молодой человек, возможно, не сразу это оценит. Есть вещи, которые нам сложно понять и принять, и только со временем мы можем оценить, что они нам были полезны. Бывает, что человеку восемнадцать лет, он только православную гимназию окончил, и думает, что уже все знает про православие. Но это иллюзия, он еще личностно не вырос, и совсем его не знает на самом деле. Он может еще и не молился толком никогда. А вот люди, во взрослом возрасте приходящие в Церковь, входят более смиренно в ее жизнь.
И это смирение их к Богу приближает быстрее, чем знания, полученные в школе или где-то на богословских курсах. Отсутствие смирения всегда отдаляет человека от Бога. И чтобы понять, что пост – благо, нужен опыт, время. Молодой человек, который толком не постился, не трудился, верного выбора еще не сделает. Или как может сделать вывод относительно правильности соблюдения поста человек, который себе ни в чем не отказывает? Благо поста видно, когда ты его придерживаешься не одно десятилетие. Вот, оглядываясь назад с высоты своего шестого десятка, я вижу, что пост – это благо.
_________________________________________________
Подписывайтесь на email-рассылку Марфо-Мариинской обители.
Еженедельно вы будете получать информацию о важных церковных праздниках, статьи, посвященные Марфо-Мариинской обители, приглашения на праздничные богослужения и благотворительные мероприятия. У вас также будет возможность удаленно подавать записки к богослужениям и делать пожертвования.
_________________________________
Читайте другие душеполезные статьи на нашем канале: