Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Треугольник Карпмана и как выйти из негативного сценария?

Оглавление

Треугольник Карпмана – это способ взаимодействия между людьми, в котором каждый играет определенную роль. Теория сформулирована психотерапевтом Стивеном Карпманом и описывает популярную модель деструктивных отношений. По его мнению, люди, участвующие в конфликте, могут взаимодействовать между собой в трех основных ролях: жертва, преследователь и спасатель.

  • Роль жертвы. В этой роли человек не способен взять на себя ответственность. Он воспринимает мир как опасное и несправедливое место. Во всех проблемах жертва винит внешние обстоятельства, других людей. Такому человеку трудно самостоятельно принимать решения, он боится жизни, предпочитает плыть по течению, чувствует себя совершенно беспомощным. Главной причиной своих неудач Жертва считает Преследователя, который все время мешает, ограничивает, препятствует. Разумеется, в роли Преследователя могут выступать самые разные люди. Подсознательно Жертва ищет Спасателя, который решит ее проблемы и возьмет на себя ответственность за ее жизнь.
  • Роль преследователя. Так же, как и Жертва, преследователь воспринимает мир гипертрофированно и ограниченно. Преследователь или агрессор везде видит врагов, из-за чего находится в постоянном напряжении. Такой человек любит критиковать, обвинять, проявлять жесткость. Он часто берет на себя ответственность за близких и контролирует каждый их шаг. Преследователь все время ищет виноватых и, выбрав Жертву, начинает ее обвинять, преследовать. Подсознательно агрессор хочет доминировать и навязывать свои взгляды. Его ролевая модель – это борьба с врагом, сражение и проявление агрессии во внешний мир. Часто в роли Преследователей оказываются лидеры и диктаторы, а также люди, которые испытали в детстве физическое или психологическое насилие
  • Роль спасателя. Спасатель видит смысл своей жизни в помощи, решении проблем и поучении других людей. Спасатель нуждается в Жертве так же, как и она в нем. Такой человек буквально оживает, когда кому-то нужна его поддержка. Сначала может показаться, что в этой роли нет негативного подтекста. Однако Спасатель оказывается таким же зависимым участником треугольника Карпмана, как и предыдущие персонажи. Он испытывает чувство важности, когда нужен Жертве. Ищет одобрения и признания от других людей за счет своей помощи. Еще одна скрытая мотивация Спасателя – уход от ответственности за свою жизнь через помощь другим. Иногда он проявляет свою заботу в ситуациях, когда его об этом не просят. В итоге Спасатель тратит всю свою энергию впустую и не преуспевает в собственной жизни.

Сам механизм треугольника Карпмана работает за счет внутренних выгод каждой ролевой модели. Жертва перекладывает ответственность на Спасателя, Преследователь чувствует свою важность и доминантность, самоутверждаясь за счет более слабой Жертвы. А Спасатель ощущает себя хорошим и значимым, получает одобрение. При этом в отношениях часто происходит смена ролей, то есть в каких-то ситуациях Спасатель превращается в агрессора, жертва в спасателя, а агрессор в жертву.

По каким причинам попадают в треугольник Карпмана?

Люди попадают в треугольник Карпмана, когда не знают, как выходить из конфликтных ситуаций и конструктивно выражать эмоции. Конфликты могут возникать в различных ситуациях – в личных отношениях, на работе, в обучении, между друзьями и знакомыми.

  • Человек может попасть в роль жертвы, если не умеет отстаивать свое мнение и защищать личные границы. Он может чувствовать себя уязвимым и беспомощным перед другими людьми. Чтобы избежать страданий, он просит помощи. Но часто помощь становится чрезмерной, что создает дополнительные проблемы;
  • Человек может попасть в роль преследователя, если не умеет конструктивно выражать эмоции и не чувствует личные границы окружающих. Он может использовать агрессию, чтобы контролировать других людей. Однако, такое поведение деструктивно и лишь ухудшает отношения;
  • Человек может попасть в роль спасателя, когда есть необходимость чувствовать свою значимость. Он может ощущать, что, помогая другим, обретает смысл собственной жизни. Однако беря на себя роль спасателя он лишает жертву возможности научиться самостоятельно справляться с трудностями.
-2

Как выйти из треугольника Карпмана?

Часто преградой для выхода из треугольника Карпмана является тот факт, что человек неосознанно играет ту или иную роль, и может даже не подозревать об этом. Если изучить каждую ролевую модель и проанализировать свое поведение в отношениях, то выявить свое положение не так сложно.

Поэтому первый этап – это осознание и идентификация своей роли.

Следующий шаг – признать тот факт, что стать самодостаточной и целостной личностью, пребывая в треугольнике Карпмана, невозможно. Нужно проанализировать выгоду, которую вы получаете в таких отношениях, и изменить модель поведения. Только так можно выйти из цикличного сценария.

Если вам свойственна роль Жертвы, прекратите искать помощи и поддержки у окружающих, начните принимать решения самостоятельно. Если вы часто оказываетесь в позиции Преследователя, останавливайте себя прежде, чем появится желание проявлять агрессию и критику по отношению к другим. Что касается Спасателя, то ему нужно перестать помогать Жертве и понять, что каждый человек должен научиться самостоятельно решать свои проблемы.

-3

Помощь психолога по выходу из треугольника Карпмана

Помощь психолога может быть особенно полезна, если человек часто попадает в треугольник Карпмана. Помощь психолога по выходу из деструктивного треугольника включает следующие этапы:

  1. Диагностика. Психолог оценивает насколько у клиента выражена каждая из трех ролевых моделей и выявляет ситуации, в которых эти роли проигрываются;
  2. Понимание причин. Психолог помогает клиенту осознать причины, по которым он попадет в треугольник Карпмана, и какие детские травмы лежат в основе его деструктивных ролей;
  3. Обучение навыкам эффективной коммуникации. Психолог помогает клиенту научиться выражать свои мысли, потребности и ожидания прямо, без использования манипуляции;
  4. Работа с личными границами. Психолог помогает клиенту сформировать личные границы и научиться защищать их;
  5. Работа с эмоциями. Психолог поможет клиенту научиться осознавать свои эмоции и чувства и конструктивно выражать их;
  6. Работа с ответственностью. Психолог помогает клиенту оценить свой вклад в сложившуюся ситуацию и принять ответственность за то, что происходит в его жизни;
  7. Отработка новых поведенческих шаблонов. Последний этап заключается в том, чтобы помочь клиенту применять новые поведенческие стратегии в реальной жизни, укреплять и развивать навыки нового конструктивного стиля общения и взаимодействия.

Процесс выхода из треугольника может занять время и потребовать усилий, но с помощью психолога можно достичь хороших результатов!

Приглашаю Вас к себе на Онлайн-консультации!

Автор: Криницына Светлана Валерьевна
Психолог, Арт-терапевт МАК

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru