Довелось мне этим летом попутешествовать вверх по Волге. Мы неспешно доплыли на теплоходе от Саратова до Москвы и вернулись обратно, наслаждаясь волжскими берегами, природой, попадавшейся по пути архитектурой и славными для волжских аборигенов традициями, если нам о таких рассказывали.
Мой отпуск начался буквально через неделю после открытия в Саратове очередного «сверхнового» участка набережной, в результате чего наш город стал чемпионом по протяженности волжских набережных, получив 6,4 км непрерывной прогулочной зоны вдоль Волги.
Самара
До начала июня этого года среди набережных лидировала Самара, но оказалось, что не все их 4,2 км набережной идут по берегу Волги, да и еще не единым куском.
Например, третья очередь набережной частично устроена выше причалов.
И это нее удивительно. Любоваться на самарских причалах, мягко говоря, нечем. Разве только подошедшими кораблями.
А между первой и второй очередями — разрыв больше километра. Там расположены промышленные постройки (Жигулевский пивзавод, Самарская ГРЭС) и бассейн ЦСКА. Этот участок в плане обустройства называют пятой очередью, но сроки реализации этих проектов пока неизвестны.
Зато три участка набережной, которые выходят непосредственно к Волге, это рай для горожан. Здесь и прогулочные зоны, и бульвары, и широкие пляжи на всем протяжении. То есть чтобы искупаться в Волге, жителю волжского города достаточно спуститься к реке по самому короткому маршруту.
И (надо же!) вовсе необязательно искать, как в Саратове: где же среди этих километров те самые заветные 400 метров песчаного берега.
Какой подход лучше? Выбирайте: любите ли вы просто гулять, или не прочь искупаться в процессе прогулки или вместо нее.
Логично предположить, что гиды подготовились к туристическому сезону заранее, поэтому рекорд, установленный саратовской набережной в начале лета, им был неизвестен. Я бы даже сказал, восприняли они его с плохо скрываемым недоверием. Но даже убедившись, что самарская набережная теперь короче саратовской, местный гид заявил, что если на всем ее протяжении нельзя искупаться, то такая набережная, по его мнению, необустроенная, а значит набережной не считается. И точка.
Спорить я с ним не стал — когда-нибудь самарцы смирятся со своим почетным вторым местом. Так же, как и саратовцы, которые вдруг перестали считать свой город столицей Поволжья.
Казань
Следующий большой город, где у меня была остановка, — столица Татарстана. Волжской набережной я здесь не обнаружил вообще.
Объяснилось это совсем просто. До середины прошлого века Казань вообще не стояла на Волге. От города до реки было почти 10 километров, которые каждую весну регулярно затапливались по время половодья.
С постройкой и заполнением Куйбышевского водохранилища ситуация изменилась в корне. Волга придвинулась вплотную к городу, но казанцы оставили ее чисто для технических целей. Здесь речной вокзал и грузовые порты.
Набережные же, несмотря на это, в Казани есть, они обустраиваются и очень любимы горожанами.
Город с момента основания стоит на реке Казанке, берега которой и стали главной набережной.
Кроме того, в центре города имеется система из трех озер — Нижний, Средний и Верхний Кабаны — и здесь тоже не обошлось без облагораживания берегов.
Правый берег Казанки тоже в процессе застройки и обустройства: где-то уже идет строительство набережной, где-то она уже построена.
Огромный дворец бракосочетаний (он же центр семьи «Казан»), стилизованный под казан, стоит тут же, на Казанке, в окружении тотемов Татарстана и Казани — барсов и драконов.
Чебоксары
Следующий город вверх по течению Волги — столица Чувашии. В Чебоксарах после строительства ГЭС и заполнения водохранилища, как у многих волжских городов, изменилась береговая линия. Набережная Волги появилась на этом месте так же, как и саратовская, в середине прошлого века.
Волжский берег делится Чебоксаркой на две части. Нижнюю — Казанскую — набережную мне посмотреть не довелось, зато посмотрел на ту, которая выше — на Московскую.
На обеих набережных есть пляжи. На Казанской — один и большой, на Московской — несколько, но поменьше.
Человек, который сидит на центральном пляже, не купается и в куртке, потому что погода в тот день не очень располагала.
Небольшая речка Чебоксарка, протекающая через город, из-за подъема уровня воды превратилась в Чебоксарский залив, берега которого так же, как и волжские, укрепили и сделали из них места для отдыха горожан.
Чего здесь в избытке, так это зеленых насаждений. Что на набережных, что в других частях города деревьев много, за ними ухаживают, их обрезают. Но они есть, они создают тень и очищают воздух. Но это другая тема, а мы продолжим путешествие по волжским берегам и двинемся дальше.
Нижний Новгород
В «городе Горьком, где ясные зорьки» две волжских набережных — нижняя и верхняя. Получилось так из-за особенностей рельефа.
Нижне-Волжская набережная — это берег Волги. Зесь, как и в Саратове, люди с корабля выходят сразу на благоустроенную набережную. В отличие от Самары, где причалы речного вокзала не встроены в набережную, а стоят сами по себе в виде полуразрушенных конструкций,.
Разница только в степени благоустройства. Не знаю, кто лоббирует Нижнему выделение денег на набережную, но выглядит она гораздо современнее нашей (даже самых новых участков).
В районе речного вокзала набережная Нижнего Новгорода (как и новая саратовская) обделена зелеными насаждениями. При том, что это достаточно широкая полоса, выложенная плитками с велодорожкой и газонами, под жарким солнцем она превращается в красивую сковороду.
По верху холма, который круто спускается к Волге, идет Верхне-Волжская набережная. Эта улица — не современное изобретение. Ее начали благоустраивать как лицо города еще в царской России.
Но Нижний Новгород, как и Казань, не чисто волжский город. Он разделен на части еще одной рекой — Окой. Та самая знаменитая Стрелка (тут сливаются вместе Ока и Волга), раньше использовалась под нижегородскую ярмарку, потом здесь были склады, грузовой порт и прочая промышленная застройка.
Несколько лет назад Стрелку начали переобустраивать в культурно-досуговых целях. Здесь разбили парк. К Чемпионату мира по футболу возвели стадион.
Старые ажурные конструкции, сделанные Шуховым для всемирной выставки, которые долго использовались под склады, восстановили и переоборудовали в культурно-исторический центр.
С конца XIX века тут стоит собор Александра Невского, и, вероятно, служит своего рода культурной точкой притяжения для православных верующих. На мой взгляд, современная застройка нижегородской Стрелки вокруг собора немного диссонирует с его архитектурным обликом, но кто я такой, чтобы решать за нижегородцев, как должен выглядеть их город?
Кострома
Следующий областной центр на нашем пути, хоть и меньше по численности предыдущего, но более древний.
Кострома с давних времен расположилась по обоим берегам Волги.
До тех пор, пока через Волгу не построили мосты, костромичам приходилось ездить из одной части города в другую либо на лодках и паромах (летом) либо по льду (зимой).
Со временем город разросся и «захватил» правый берег одноименной реки. И теперь «колыбель династии Романовых» — Ипатьевский монастырь — находится в городской черте.
Все костромские берега и набережные мне посмотреть не удалось. Но набережная на левом берегу для 200-тысячного города выглядит вполне прилично. Здесь несколько ярусов с бульварами и клумбами.
Одна из достопримечательностей набережной — пристань, которая попала в фильм «Жестокий романс». Теперь здесь ресторан.
Сейчас вниз по течению Волги ведутся работы по укреплению берега. В планах местных властей реконструировать весь левый берег от Черной речки до моста через Кострому. После завершения работ длина этой набережной превысит 4,5 км.
Ярославль
Еще один волжский город с тысячелетней историей. Волжская набережная на правом берегу в Ярославле чуть больше трех километров.
Достаточно скромная, без изысков, зато с зеленым газоном и большими деревьями.
Набережная начинается почти от железнодорожного моста, проходит через речной вокзал и заканчивается парком на стрелке Волги и Которосли.
С верхней части парка открывается шикарный вид. По легенде считается, что в этом месте, где сейчас находится этот парк, Ярослав Мудрый основал город в 1010 году. К празднованию тысячелетия Ярославля парк был реконструирован и расширен.
На левом берегу Волги в Ярославле есть еще одна набережная. Она небольшая, хоть и с пляжем. Большую часть берега занимает частная застройка.
Москва
Следующим крупным городом на моем пути стала столица нашей родины. Вы, конечно, можете меня спросить, каким боком относится Москва к обзору волжских набережных. И будете отчасти правы. Но и у меня есть причины показать в этом блоге кусочек Москвы.
Во-первых, Северный речной вокзал был конечной точкой моего путешествия. Во-вторых, расположен он на Химкинском водохранилище, которое является частью канала имени Москвы. Если вы не знаете, причем здесь этот канал, то вот вам — в-третьих. Его построили именно для того, чтобы доставить волжскую воду в Москву, которой еще в 30-е годы перестало хватать своей воды из-за бурного строительства и индустриализации.
И теперь по этому каналу поступает около 60% всей воды, которую потребляет Москва. Канал, конечно, несет не только волжскую воду. Небольшие реки (Химка, Яхрома, Вязь, Клязьма, Уча и др.) тоже вносят вклад в общий водосбор. Но с Волгой этот объем не сравнить.
Набережную возле Северного речного вокзала Москвы можно было бы назвать идеальной. Она шикарно оформлена. Через всю набережную протянулся макет канала имени Москвы.
Здесь же рядом огромный парк, один край которого по сути образует верхний ярус набережной.
Если бы не расположенные рядом грузовые причалы, где постоянно идет работа по погрузке-разгрузке сухогрузов и барж, это место можно было бы считать идеальным.
Само здание вокзала с огромной золотой звездой на шпиле как бы возвращает в сталинскую эпоху. Вроде бы красиво и монументально. Но, спасибо, мне и в своей эпохе проблем достаточно, в сталинские времена не хочется совсем, а от некоторых исторических фактов так вообще кровь в жилах стынет.
Удивительный для нас, провинциалов, сервис — электромобили, которые возят пассажиров речного вокзала от причалов и обратно. Оказывается, необязательно тащить чемоданы на себе до стоянки такси или общественного транспорта. Туда можно доехать.
Города поменьше
На этом мои заметки про набережные больших волжских городов можно было бы закончить. Но на Волге, кроме областных центров, есть города поменьше. И там тоже есть набережные. И отношение к ним не везде одинаковое.
Центр Горномарийского района Козьмодемьянск на свою набережную особого внимания не обращает. Ну, есть Волга. Да и что с того? Вот другое дело Остап Бендер и его Васюки.
Еще здесь очень любят свою историю и с удовольствием расскажут и покажут быт горных марийцев. Но к набережным это никак не относится, поэтому и фото вам не покажу.
В Рыбинске совсем другое отношение, ведь город считается столицей бурлаков, а бурлаки без Волги никуда. Вот и набережная, укрепленная габионами, тут в полном порядке.
И Остапа Бендера тоже помнят, потому что одна из экранизаций «Двенадцати стульев» снималась именно здесь.
Стерлядь в Рыбинске тоже помнят. Когда не было каскада водохранилищ, она сама доплывала до этих мест.
В Мышкине тоже заботятся о своем «речном фасаде». Вся набережная, как и в Рыбинске, укреплена габионами. Выглядит оригинально и, надеюсь, эта конструкция прослужит здесь достаточно долго.
Набережная небольшая, как и сам город. На маленькой ярмарке с рядами торговцев прямо возле причала опрятная и отремонтированная.
Дубна, по словам одного местного гида, очень богатый город — из федерального бюджета на содержание физиков, ядерщиков и прочих ученых выделяются огромные средства. И город их вкладывает в развитие инфраструктуры. В том числе на обустройство парков и прочих зон отдыха горожан.
Но по виду набережной этого не скажешь. Да — чисто, покрашено и штукатурка не обваливается. Но в сравнении с более мелкими городами, не отягощенными бюджетными вливаниями, берег Волги выглядит более чем скромно. Мне некоторые отрезки здешней набережной напомнили соседний с Саратовом Энгельс.
И еще несколько снимков с борта теплохода.
В Городце возле причала построили терем с ярмаркой — этакий город мастеров для местных умельцев.
Этот поселок примечателен тем, что стоит на правом берегу Волги прямо на месте слияния с Камой. Здесь самое широкое место Куйбышевского водохранилища.
Город Кимры в Тверской области удивил обилием церквей по обоим берегам Волги.
Это тоже Тверская область. Колокольня когда-то стояла на центральной площади, а после наполнения Угличского водохранилища частично ушла под воду. Некоторое время назад была угроза ее обрушения. Но колокольню укрепили, отремонтировали и даже соорудили небольшой причал возле нее.
А что Саратов?
Если честно, первое, о чем я подумал, когда узнал, что в Саратове теперь самая протяженная набережная, что саратовцам такого счастья не особо и надо. Сделали новые участки набережной, скорее всего, как обычно «на отцепись», в асфальт всё закатали и отчитались о новом рекорде.
Причины так рассуждать у меня были. За ними даже не надо далеко ходить. Достаточно посмотреть на «речные ворота» Саратова. И это в середине июня. Трава на газонах между первым и вторым ярусом выглядит, как глубокой осенью. Почему так случилось именно перед речным вокзалом, для меня загадка. Та же самая старая набережная в других местах цветет и зеленеет.
Оказалось, что я не совсем прав. Хотя зелени на новых участках нашей набережной на самом деле не хватает. Прогуливаясь по ней вечером, я внутренне радовался, что солнце уже садится. Представляю, что тут творится солнечным днем.
Но люди сюда тянутся, и это хорошо. Может быть, им просто некуда было пойти погулять, может, они пришли просто посмотреть — как и я, может... еще много разных причин.
Дети облепили все детские аттракционы, силовые тренажеры не стоят без дела, велопрокаты активно раздают велосипеды, самокаты и прочие колесные средства. Саратовцы гуляют, отдыхают веселятся, что-то едят, и это — хорошо!
Масса недоделок бросаются в глаза, но, если на них не смотреть, они совсем не мешают просто отдыхать и любоваться Волгой.
Хочется верить, что незасеянные газоны засеют, уже засеянные будут поливать и стричь. Что деревья когда-нибудь догадаются посадить и сумеют вырастить до того состояния, чтобы они давали тень. Что непрезентабельные территории вдоль Волги когда-то обустроятся. И что саратовцам хватит ума всё это не сломать в ближайшие месяцы.
Текст и фото — Анатолий Леонтьев