Найти тему
Оксана Фарфоровна

Рижский фарфор. Часть вторая

В первой части мы посмотрели на прибалтийскую колоритность, а сегодня посмотрим на минимализм.

Конечно, начну я со знаменитой «Сакты» Зинаиды Улсте, которую очень любят некоторые коллекционеры фарфора. Росписей на этой форме было довольно много: от минимализма до буйства ромашек.

Вообще, первой работой Зинаиды Улсте была форма «Дайна» («Daina») в 1956 году. В послевоенное время упор был сделан на простоту, массовость и дешевизну. Поэтому на блюдцах не было вмятинки под чашку.

Прибалтика как «внутренняя заграница». Какие стрелки и маникюр у дамы слева, а? :)

Дайна - это жанр латышских народных песен, обычно четверостишие. Cобрано около 1.6 миллионов песен
Дайна - это жанр латышских народных песен, обычно четверостишие. Cобрано около 1.6 миллионов песен

Второй по популярности рижский сервиз - «Аусма» («Ausma») авторства Анастасии Зументе. Это своего рода конкурент «Сакте».
Потому что работа Улсте - Рижский фарфоровый завод (бывший Ессен), а «Аусма» - Рижский фарфорово-фаянсовый завод (бывший Кузнецов).

Я читала, что «Аусму» можно даже встретить в дулёвской сирени :)
Но перерыв весь интернет, так и не нашла подтверждение. Было бы интересно посмотреть.

Сервиз «Аусма» («Ausma»). 1960-е, Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор формы Анастасия Зументе
Сервиз «Аусма» («Ausma»). 1960-е, Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор формы Анастасия Зументе

Но меня больше заинтересовали две другие формы.
Начну с
«Юрмалы». Автором этой формы является Анатолий Травников.

Другая форма «Марийка» («Marijka») авторства Таисии Полуйкевича. В ней мне нравится некая пузатость :)

Сервиз «Марийка» («Marijka»). 1962 год. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Таисия Полуйкевича
Сервиз «Марийка» («Marijka»). 1962 год. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Таисия Полуйкевича
Сервиз «Марийка» («Marijka»). 1962 год. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Таисия Полуйкевичa
Сервиз «Марийка» («Marijka»). 1962 год. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Таисия Полуйкевичa

С клубничками прост милота :D
Она ещё встречается на «Юрмале».

Ещё любопытная форма «Фаянсовый» («Fajansa»). К сожалению, автор неизвестен. Но это какой-то трогательный деревенский вариант. Как думаете?

В процессе подготовки материала вышла на латвийский сайт, где был опубликован пресс-релиз уже прошедшей выставки «Рижский фарфор» («Riga Porcelain») в городе Елгава.

Сервиз «Утренняя звезда» («Auseklis»). Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Даце Блюма (Dace Bluma)
Сервиз «Утренняя звезда» («Auseklis»). Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор Даце Блюма (Dace Bluma)

Пресс-релиз получился немного забавным :)
Т.е. они жутко гордятся своим фарфором второй половины XX века, упиваются талантом латвийских художников, говорят, что они свободно творили-чудили-реализовывались, но при этом
«производство подчинялось специфической советской социалистической идеологии». Думаю, не стоит говорить, что на выставке не были представлены работы, например, Анатолия Травникова?

Как и Левона Агаджаняна :)

Сервиз «Рига» («Riga»). 1969-1972 гг. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор формы Левон Агаджанян
Сервиз «Рига» («Riga»). 1969-1972 гг. Рижский фарфорово-фаянсовый завод. Автор формы Левон Агаджанян

Он создал несколько форм в 1970-1980 гг., которые пошли в массовый тираж: «Рига», «Тереза», знаменитая «Виктория» и д.р.
А ещё серию рогатых скульптуры.

Ой, и смех и грех, чесслово. Но не будем пускаться в эти тёмные дебри.
В следующий раз (да-да, будет ещё и третья часть!) мы посмотрим на
дорохо-бохато :)

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна