Если мы говорим о рижском фарфоре, то сразу же представляем сервиз «Сакта» («Sakta») или «Аусма» («Ausma»). Несмотря на то, что это легендарные формы 60-х, я к ним абсолютно равнодушна :)
В первой части статей о лифляндском филиале Дулёво, ахаха, мы посмотрим картинки с прибалтийским колоритом, а исторически до 1960-х. Про классику чуть позже.
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика принадлежала Сидору Терентьевичу Кузнецову. И идея открыть в тех краях завод была обоснована выходом в море. Рижский порт был одним из ведущих в стране по показателям внешнеторгового экспорта.
Однако упоминается ещё один фактор. Сидор Терентьевич принадлежал к старообрядческой общине. А в Лифляндской губернии к тому времени уже сформировалось толерантное отношение к прихожанам древлеправославной церкви.
В 1917 году, когда свершилась великая революция и на голову буржуев обрушился народный гнев, работники фабрики не спешили плеваться в товарища Кузнецова, т.к. уважали его и ценили за доброту и честность. Поэтому после установления коммунистической республики предприятие Кузнецовых оказалось единственным, избежавшим национализации.
А к 1921 году все члены семьи Кузнецовых, спасаясь от грозившей им опасности судебного преследования, перебрались в Ригу.
Из чего состоял рижский фарфор в тот период?
- Каолин - Германия и Чехословакия.
- Деколи и золото - Германия.
- Керамические краски - Франция.
- Полевой шпат - Швейцария.
Менялась не только история Прибалтики, но и поколения Кузнецовых.
В конце 1930-х годов скончались практически все представители старшего поколения семьи.
Но! Это мы говорим только о кузнецовском фарфоровом детище, а в тех краях ещё была Фарфоровая фабрика Карла Якоба Ессена :)
О нём мы поговорим в следующий раз. Но внесу некую ясность.
1940 год. Латвия становится Латвийской Советской Социалистической Республикой.
Кузнецовский завод переименовывается в «Рижский керамический завод», а Ессен - в «Рижский фарфоровый завод». И только в 1963 году они сливаются в «Рижский фарфоро-фаянсовый завод».
Наверное, было бы корректней назвать статью Прибалтийский фарфор. Потому что получается какой-то винегрет. Но всё-таки большинство советских граждан знали именно Рижский фарфоро-фаянсовый завод.
Рижский фарфор интересен своими росписями. Т.е. частенько можно встретить эдакую народность. Она всегда яркая, с изобилием тонких элементов и сложная по исполнению.
И что печально, заводские названия рисунков в большинстве случаев не сохранились. Названия такие же народные, как и роспись :)
В следующей статье мы посмотрим на оригинальность и минимализм 1960-х. Мне открылись формы поинтересней той же «Сакты» :)
Благодарю за внимание!
Ваша,
Оксана Фарфоровна