Ну да! Звёзды так сошлись или нечаянно повезло уже совсем неважно. Важно сорваться, лететь, ехать, бежать и оказаться в столице в тот момент, когда Сергей Жилин и оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» будут представлять публике концерт к 150-летию Сергея Рахманинова.
Услышать его впервые да ещё в числе первых зрителей и правда невероятная удача, как по-другому то? Когда живёшь в джазовой столице Сибири (это, кстати сказать, город Абакан в Хакасии), где музыкальные термины легко встраиваются в фигуры речи, где любят мейнстрим а так же фьюжн, диксиленд, бибоп, джаз‑рок и иже с ними как родного папу, а джазменов — как его вочеловеченных и омузыковлённых представителей на земле, иначе нельзя. А уж отношение к Сергею Сергеевичу в нашей столице особенное. В Хакасии и окрестностях её снискал он невероятную любовь всех музыкантов, любителей джаза и даже тех, кто прежде к этому музыкальному направлению относился прохладно. Теперь даже бабушки у подъезда, прежде ворчавшие вслед каждому стиляге, что вот, -- «сегодня он играет джаз а завтра родину продаст», у уличных исполнителей «Summertime» просят.
Музыкальное приношение
Ну разве можно с таким отношением к джазу упустить возможность послушать концерт Сергея Жилина и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» «Рахманинов. Многогранность гения» в КЗ «Зарядье»? Вот то-то. Да ещё зная, что Сергей Рахманинов — один из самых любимых композиторов Жилина. Совершенно непростительно было бы! Зная, что ждут меня два часа счастья и настоящего упоения джазом, получила большее — возможность чуть изменив ракурс, или градус зрения, узнать новое и о композиторе, и об исполнителе, и об оркестре, конечно. Но тише! Зал затих, музыканты на сцене, Маэстро приветствует всех и садится к роялю. Сердце, сделав сильный удар изнутри, исчезает. Тихо должно быть в концертном зале, потому что это… … Прелюдия до диез минор № 1! Ну кто поверит, что это одно из первых произведений «свободного художника» Сергея Рахманинова, которому на тот момент едва 19 лет исполнилось. Символично, что и в концерте она исполняется первой — захватывает сразу, потрясает даже, даёт понять – гений, да, гений! И Жилин ещё! Он играет так, что в голове только две мысли крутятся:«Остановись, мгновенье» и «Не останавливайся, Жилин!». Не верится, что Рахманинов говорил иногда, что жалеет, что когда-то написал это произведение. Всё потому, что услышать её один лишь раз кажется невозможным — обязательно нужно, чтобы исполнили ещё и ещё! И композитор тоже повторял её «на бис» на каждом своём концерте. Перед выступлением маэстро объяснил, что Прелюдия до диез минор для него — глубочайшее музыкальное приношение, в котором с одной стороны слышны боль и страдание, а с другой — невероятная жизненная сила и самоутверждение. – Рахманинов величайший пианист, композитор, дирижёр, человек, который создал уникальную, восхитительную русскую музыку. Вся палитра его сочинений пропитана нашей особенной яркой, гордой, лиричной «русскостью». Мы представим вашему вниманию много разных произведений, будут фрагменты из Второго концерта для фортепиано с оркестром, из Третьего, будет и «Вокализ», и «Элегия» – пропущенные через призму нашего взгляда, — сказал Жилин.
Счастье жить и творить
«Элегия» звучит вслед за Прелюдией до‑диез минор. Слёзы, чистая грусть. Полноте, ну разве можно так, ведь композитору, написавшему её, только девятнадцать. Отчего он кажется глубоким стариком, взвалившим на себя все тяготы мира? Как больно. Как светло. Как нежен и проникновенен Сергей Жилин — вслед за ним растворяешься в этой мелодии, будто взлетаешь над залом всё выше, выше. Это трудно выразить словами. Это русская душа – взрослая, юная, разухабистая, одинокая, гостеприимная, воинствующая и добрая. Это Рахманинов! Какая сила… И удивительная многогранность. Простота и ясность оборачиваются сакральной глубиной, романтичность переплетается с жёсткостью джазовых оборотов и ритмов, бескомпромиссная энергия прорастает ироничностью, терпкостью. На концерте вдруг понимаешь, что король и основоположник русского джаза родился 150 лет назад, 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. “Jazz Fantasy” на темы из Третьего концерта для фортепиано с оркестром в исполнении «Фонограф-Симфо-Джаз» и Сергея Жилина убеждает в этом окончательно и бесповоротно. Кто вдруг не знает — в 1927 году Рахманинов присутствовал на премьере «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. А это, на минуточку, первый в истории синтез джазовых и академических интонационных сфер. И фортепианный стиль Гершвина, его взаимодействие с оркестром на том выступлении повлияли на фортепианный стиль поздних концертов Рахманинова. Ну и Второй фортепианный концерт. И сейчас лучший из всех русских концертов для фортепиано. Очень счастливый — Рахманинов вновь почувствовал уверенность в себе, в своём таланте — и это так ясно чувствуется в произведении, магия и красота которого никогда и никого не оставит равнодушным. Конечно, когда звучат композиции на Главную и Побочную партии первой части Второго (лучшего, лучшего фортепианного концерта всех времён и народов!) в исполнении Сергея Жилина и оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» очень ярко чувствуется некоторое родство между исполнителем и композитором. И даже факты их биографий в чём-то схожи. В 1897 году Первая симфония юного Рахманинова была освистана музыкальной публикой, и даже такие вершины как Глазунов и Римский-Корсаков не поняли, что в симфонии своей он просто немного обогнал время. Это было печально. Сергея Жилина же в своё время отчисляли из школы одарённых детей, где он занимался музыкой, в то время руководство и преподаватели тоже не поняли, что именно он — один из лучших. Рахманинов впал в депрессию. Судьба не созданных и не сыгранных музыкальных произведений висела на тоненьком волоске. Но не дождётесь! И радость от неземной красоты великой музыки через призму исполнения Сергея Жилина получается двойная, тройная даже. Мы живы! Мир – посмотрите, какой прекрасный мир вокруг! Это счастье — жить и творить в нём! Соединив субъективное и объективное, эстетическую красоту и абстрактную точность формы композитор создал настоящий эталон фортепианного произведения для профессионалов и любителей музыки В контексте творчества Рахманинова всё становление темы — это поиск счастья, которое в конце-концов всё же обретается. И история создания произведения, рассказанная маэстро -- (то, что Второй концерт посвящён врачу-психиатру Николаю Далю, с помощью новомодного гипноза выведшего молодого композитора из депрессии) не изменяет впечатление от прослушанного, а только дополняет и даже усиливает его.
Музыка на генетическом уровне
– Почему мы говорим об уникальности Рахманинова, о том, что он один такой в целом мире композитор и пианист? Это и сложно и просто. Вернее, просто принять как данность, как аксиому — достаточно будет. Только имея даже громадный опыт исполнения, всю жизнь отрабатывая пианистические стандарты, зная их, казалось бы, в совершенстве, перед Рахманиновым необходимо остановиться и понять — это другой уровень. Совершенно иной! Все его гаммы и арпеджио настолько сложные, завёрнутые, их нужно учить, и учить достаточно долго. И вначале думаешь, что всё это нелогично, и зачем он так всё непросто сотворил, почему уходил от простого к сложному, от стандартных ситуаций, возможных паттернов? Прозрение наступает, когда ты это выучиваешь и играешь. Тогда слышишь и понимаешь -- это может быть только так, и никак иначе. И как композитор Рахманинов неповторим — никто более не создавал так тональный план произведения, его гармонические последовательности. У него нет симфонических стандартов, он всё время куда‑то стремится. Вот только, казалось, мы пришли в основную или следующую за ней тональность, как уже отклоняемся в другую, идём дальше, а там уже другая окраска. Это черта человека совершенно индивидуального в профессиональном плане. И да — он один такой в целом мире! — рассказывает Сергей Жилин Далее звучит «Прелюдия соль минор». Одно из любимых. Строки Александра Пушкина, только в музыке. «Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень». Невероятные чувства. Контрасты, которые возникают при классическом фортепианном исполнении сглажены, и прелюдия в исполнении Сергея Жилина и «Фонограф-Симфо-Джаз» оркестра (48 музыкантов!) – это морская волна. Вначале огромная и воинственная, она становится прозрачной, тёплой и ласковой в середине произведения, но спустя мгновение вновь ударяет прибоем. Получается больше силы и нежности. И очень, очень красиво. Мне кажется, зал счастлив. Нет, не кажется. Точно. Те, в ком русская культура на генетическом уровне проросла, музыку Рахманинова как биение крови чувствуют. «Вокализ»… и «Вокализ» Сергей Сергеевич предваряет исполнение знаменитых «Вокализа» и романса «В молчании ночи тайной» экскурсом в биографию композитора. Он рассказывает про Тамбовскую Ивановку — творческую лабораторию Рахманинова, где были созданы его лучшие лирические произведения. Летом 1912 года муза вдохновила Рахманинова на создание камерно-вокальных миниатюр. Романсы из‑под его пера выходили один за другим почти каждый день. Как итог — четырнадцать произведений, последним из которых был «Вокализ» – Но когда он показал эту композицию примадонне Большого театра Антонине Васильевне Неждановой, она сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с её чудесным голосом и вокальным мастерством певицы мелодия не нуждается в словах, — рассказал Жилин. На самом деле, голос непревзойдённой Неждановой можно услышать и сегодня. Сохранились записи, одним нажатием кнопки на компьютере можно найти, соединить время, прослушать «Вокализ» в её исполнении. Кажется лучше не бывает. Но к чему сравнивать несравнимое? Джазовое видение этого произведения, представленное оркестром «Фонограф-Симфо-Джаз» – не одинокий голос, рассказывающий о прекрасной России, это знаковое произведение, в котором чувствуются грядущие трагические перемены. Это мелодия души. Вот‑вот — и композитор покинет Россию. Покинет навсегда. Это грустно, больно, и поэтому здесь и покаяние и прощание с родиной. И понимание, что без неё – никак. Сергею Жилину с оркестром удалось передать эти чувства максимально сильно. Это другой «Вокализ». И сожалеть хочется, и плакать, и надежду сохранить. Ведь жизнь не бывает напрасной? Маэстро рассказывает, как он работал над этим произведением, что вообще ничего там не переделал. – Я только надстраивал добавленные ступени, благодаря которым получилось более острое, насыщенное звучание. Хотя там были уже и четырёх-пятиголосные аккорды, которые абсолютно точно несут свою функцию, и самое главное было — не испортить оригинал. Вообще, создалось такое впечатление, что Сергей Васильевич это делал специально для будущего джазового фортепианного трио, для того, чтобы взять это произведение в репертуар, и получить от него ещё большее удовольствие. Конечно, перед тем, как написать аранжировку, я проанализировал всё произведение от начала до конца. Это отняло немало времени, но иначе нельзя. И вот, работая над ним, я сделал много новых открытий для себя, приобрёл дополнительные знания благодаря музыке этого великого человека, — рассказал он. Скажи грусти «нет» Так можно охарактеризовать то, что произошло в дальнейшем. «Мы оторвёмся от мечтательности и грусти» – пообещал Жилин. Так и произошло. На сцену вышел народный артист России, профессор Московской консерватории, великолепный пианист Владимир Овчинников. Он виртуозно исполнил произведение «раннего Рахманинова» – романс «В молчаньи ночи тайной» -- светлый, упоённо страстный, экспрессивный, полный жизни и любви. Ну а, представленные оркестром Композиция на тему Второго концерта для фортепиано и неузнаваемая Прелюдия ми бемоль мажор такого дали джаза, что небу стало жарко! И вновь на сцену был приглашён Владимир Овчинников. – Володь, ты же понимаешь, в чём дело — нерационально приглашать тебя на концерт и просить исполнить только одно произведение, да ведь? Тем более публика должна услышать наконец-то настоящего пианиста, — пошутил Сергей Жилин. Вместе они исполнили Вариацию №18 Рапсодии на тему Паганини. Зал неистовствовал — столько позитива, огня! И восторг -- кричать хочется, петь, танцевать. Или на сцену! Ну хотя бы по барабану разочек ударить! Как можно не любить джаз? Да совершенно не можно! И ведь это тоже Рахманинов. Как же тонко сумел почувствовать его маэстро Жилин! – Вы не думайте, что он был только романтиком, мечтателем или же мрачным типом, впадающим в депрессии. Всё не так. Он был гениальным композитором, всё у него было хорошо и он написал много жизнерадостной музыки, и сейчас мы должны быть благодарны за то, что он жил и творил, за то, что так любил Россию, так многое сделал для неё, — такими словами завершил Сергей Сергеевич выступление оркестра. Зрители долго не отпускали исполнителей, аплодировали стоя. Сильный был концерт, драйвовое выступление. Зарядка джазом и Рахманиновым – поверьте, это очень круто. Отзывы о концерте порадовали: « Сергей Жилин и оркестр „Фонограф-Симфо-Джаз“ с программой „Рахманинов. Многогранность гения“ восхитил и поразил. Симбиоз классики и джаза, а так же произведения Рахманинова в их первозданном звучании, исполненные замечательным пианистом — это просто Браво!» «Очень хороший концерт „Фонографа и его руководителя С. С. Жилина. Рахманинов в джазе — это замечательно и с эстетической стороны и с точки зрения популяризации русской музыки. Очень тактично и красиво. Сразу ассоциативно вспомнилась голландская рок-группа „Exception”, чьи аранжировки класскики звучали в 70–80, но это был в основном орган Рика Ван дер Линдена с группой. А у Фонографа джаз тонко и камерно. Музыканты молодцы! Доставили большое удовольствие. Браво! Но лучшим стал тот, что услышала, выходя из зала. «Рахманинову бы понравилось» – сказал кто‑то за моей спиной. Обернулась – никого… Кто сказал-то? Может, это был сам Рахманинов?…
Автор: Елена Абумова