Ростех и Росавиация сообщили о выдаче Одобрения главного изменения к Сертификату типа двигателя ТВ7-117СТ-01. Это позволит повысить возможности двигателя по высоте и скорости полета. Кроме того, проводятся работы по улучшению его надежности и характеристик.
Двигатели первого поколения уже прошли длительные испытания на стендах и успешно эксплуатируются в авиакомпаниях и на летающей лаборатории. Лидерные двигатели ТВ7-117СМ имеют наработку более 3 тысяч часов.
Для сертификации новых двигателей второго поколения ТВ7 117СТ-01был проведен обширный набор испытаний, включающий стендовые испытания, испытания на летающей лаборатории и испытания на самолете Ил-114-300. Всего было совершено около 40 полетов, суммарным временем наработки порядка 150 часов. Эти работы позволили убедиться в надлежащей работоспособности двигателей и их соответствии высоким требованиям к безопасности полетов.
Система управления и силовая установка самолета успешно прошли испытания в термобарокамере ЦИАМ. Эта термобарокамера позволяет имитировать работу двигателя в различных условиях. Завершение этого этапа испытаний позволило расширить эксплуатационные возможности самолета до высоты 6000 метров и скорости до 550 км/час при различных температурах. В 2023 году планируется продолжить испытания в термобарокамере, а также провести другие виды испытаний, включая ресурсные.
В планах по улучшению ресурсных показателей силовых установок самолетов и вертолетов значительно повышаются требования к их работе. В ближайшие годы планируется подтвердить ресурс самолетных двигателей в 600 и затем 1200 часов, а для вертолетных – в 800 циклов. Для двигателей ТВ7-117СТ и ТВ7-117В планируется достичь ресурса 6000 циклов и часов, а после 2030 года целевой уровень ресурса основных деталей составит 12 000 полетных циклов. Работы по повышению ресурса будут продолжаться.
После получения необходимых сертификатов и снятия ограничений на их использование, следующим важным шагом будет организация массового производства. В 2023 году самолетостроителям будет предоставлено шесть двигателей для испытаний, из которых уже два находятся на крыле самолета, а оставшиеся четыре проходят необходимые доработки.
Кроме того, в этом же году запланирован предсерийный выпуск двигателей для трех самолетов Ил-114-300, а начиная с 2024 года планируется серийное производство еще трех двигателей для самолетов данной модели.
Новая версия двигателя ТВ7-117 с индексом СТ-02 для ТВРС-44 является значимым шагом в развитии данного двигателя. Она отличается от предыдущих моделей рядом конструктивных изменений и приближается по уровню взлетной мощности к исходному ТВ7-117СМ.
Одним из важных нововведений является применение электрического запуска двигателя. Это открывает возможности для использования широко распространенных на аэродромах Зауралья и арктической зоны аэродромных агрегатов. Такой подход позволяет облегчить процесс запуска двигателя и повысить его надежность в условиях низких температур.
Также стоит отметить, что модификация СТ-02 имеет замкнутую масляную систему. В отличие от предыдущих версий, где маслонасос, маслорадиатор и другие агрегаты были частью самолета, в новой модели они встроены непосредственно в двигатель. Это снижает вероятность различных неисправностей и повышает эффективность работы системы смазки.
Объединение новых конструктивных и технических решений позволяет достичь лучших показателей производительности и надежности двигателя ТВ7-117. Модификация СТ-02 открывает больше возможностей для его использования в различных климатических условиях и на разных типах аэродромов.
Планы производства двигателей ТВ7-117СТ-02 также постепенно расширяются. В 2023 году планируется выпуск четырех двигателей, два из которых будут использоваться для стендовых испытаний, а остальные два будут установлены на первый опытный образец ТВРС-44.
Отмечается, что график производства успешно соблюдается. На самолёт "Ладога" двигатели будут установлены весной 2024 года, и также будут подготовлены три дополнительных двигателя для сертификации самолета.
Сертификация двигателя должна быть завершена к концу 2024 года. В результате, в середине десятилетия предприятия ОДК, включая "ОДК-Климов", планируют выпускать от 20 до 50 двигателей ТВ7-117СТ-02 ежегодно. В планах пока всё гладко, но не вышло бы так, как гласит восточная мудрость - либо падишах умрёт, либо ишак сдохнет и мы останемся у разбитого корыта.